Ответы на вопросы по социологии молодежи
Скачать:
sots_molodyozhi.rar [27,45 Kb] (cкачиваний: 311)
Просмотр:
1 Социология молодежи как отрасль соц. знания
Социология молодежи – отрасль с. знания, в рамках которой изучается молодежь, как специфич. с. группа, обладающая особым с. статусом и с. предназначением.
Возникновение соц. мол. ,как науки было предопределено 2 основными факторами:
1. Развитие общей социологии как науки и расширение предмета ее исследования
2. Возникновение и развитие молодежи персонально как возрастной категории, а в последующем как соц. группы. Следует отметить, что развитие соц. мол. на Западе и в Сов. Союзе проходило по различным направлениям.
В Зап. соц. мол. поколение изначально рассматривалось как самостоятельная группа, которая оценивалась с позиции «хорошо/плохо» для общества, а основным предметом исследования выступали специфич. молод. проблемы.
В Сов. Союзе в рамках соц. мол. изучение молодого поколения характеризовалось чрезвычайно сильной идеологической направленностью, следоват. само мол. поколение рассматривалось прежде всего, как ресурс построения социолизма. При этом основными проблемами изучения в Сов. соц. мол. выступали: преемственность поколений; ценности и традиции, передаваемые молод. поколению; взаимодействие молодежи с иными соц. группами. В последующем в России с изменением статуса молодежи расширился круг изучаемых проблем во многом сходных с теми, которые анализируются в Зап. соц. мол.
Объектом изучения соц. мол. является молодое поколение, которое как соц. демографическая группа характеризуется след. параметрами:
1. Возраст (14-30)
2. Психолог. особенности
3. Соц. статус
Предметом изучения соц. мол. являются фундаментальные и прикладные проблемы, характеризующие жизнедеятельность молодого поколения. Указанные проблемы в зависимости от различных оснований могут подразделяться на следующие группы:
I. Вечные (отцы и дети) и сиюминутные
II. Глобальные и локальные (группировки)
III. Спонтанные (влюбленность) и предопределенные (хвосты)
IV. Внутренние (внутри молод. среды) и внешние (вне общества)
V. Разрешимые (суицид) и не разрешимые
Конкретизируя молодежные проблемы моно выделить те из них, на которые соц. мол. обращает первостепенное внимание:
1) Соц. статус и значение для общества
2) Возраст, соц.-биол. параметры
3) Мотивация, потребности и интересы, цен. ориентир мол. поколения
4) Воспитание и передача соц. опыта
5) Взаимодействие с др. группами
6) Жизненное самоопределение, обучение, трудовая деятельность.
7) Ресурсы мол. поколения, выступающие предпосылкой его соц. активности или пассивности
Целью изучения соц. мол. является формирование комплексного представления о ней, как специфич. соц. группе. Для решения поставленной цели соц. мол. осуществляет взаимосвязь с другими отраслями соц. знания:
1. Соц. личности
2. Соц. семьи
3. Соц. образования
4. Соц. труда
5. Соц. здоровья
6. Военная соц.
7. Соц. коммуникаций, организаций
8. Полит. соц.
2 Возрастная стратификация молодого поколения
Каждый индивид в процессе своего развития проходит следующие этапы:
1) Рождение
2) Детство
3) Юность
4) Зрелость
5) Старость (старение)
6) Смерть
Основным параметром, характеризующим соотнесение индивида с каждым из этапов, является возраст. В широком смысле возраст представляет собой количество лет, прожитых индивидом и определяет хронологическую составляющую его развития. Следует отметить, что хронологическая составляющая не позволяет в полной мере оценить степень развития индивида и достоверно соотнести его с тем или иным жизненным этапом.
В этой связи, паряду с хронологической составляющей выделяется биологическая составляющая возраста. Биологический возраст характеризует параметры роста и физиологического развития. Биологический возраст так же характеризует степень старения организма, т.е. состояние основных его систем. Однако выделение биологической составляющей возраста так же не всегда отражает развитие индивида и его жизненный этап.
В дополнение к хронологической и биологической составляющей принято выделять социальную составляющую возраста. Соц. возраст представляет собой период времени, прожитый индивидом в рамках определенной социальной группы, оказывающей на него наиболее сильное воздействие.
Психологическая составляющая возраста считается производной от всех вышеназванных. Исходя из этого в узком смысле возраст представляет собой количество лет, прожитых индивидом в соответствии с его биологическим развитием и формированием определенных ценностей.
Каждый жизненный этап характеризуется определенными возрастными границами, поэтому соотнесение индивида с молодым поколение требует четкого определения нижней и верхней возрастной границы молодежи. Установление возрастных границ молодого поколения связано с определенными трудностями:
1) разница между биологическим и социальным возрастом. Основным критерием завершения молодого возраста является достижение экономической независимости, обретение проффесиональных знаний , обзаведение семьей, рождение ребенка.
2) В различных сферах жизнедеятельности общества возрастные границы индивида определяются по-разному.
3) В разных странах понятие молодежи, а следовательно молодого возраста оценивается по-разному.
Для разрешения указанных проблем на заседании ООН были определены чледующие параметры возрастных границ молодежи (13-30 лет) и указывалось, что данные границы могут изменяться в зависимости от индивидуальных и культурных особенностей.
в пределах нижней и верхней возрастных границ принято различать определенные подгруппы, составляющие молодое поколение. В СССР одним из первых данное подразделение в 1941 осуществил В.В.Бунак.
Возрастные периоды Пол
М Ж
1. Подростковый период 13-17 12-16
2. Юношеский период 17-21 16-20
3. Первая молодость 21-25 20-25
4.Вторая молодость 25-30 25-30
Учитывая, что возрастные границы любой социальной группы определяются на основе биологической и социальной составляющей, в зависимости от них в настоящее время производится следующая возрастная периодизация молодежи:
Биологическая составляющая
НВГ ВВГ
Старший подростковый период 13-14 16-17
Юношеский период 16-17 20-21
Первая молодость 20-21 25-26
Вторая молодость 25-26 29-30
Социальная составляющая
НВГ ВВГ
Старший школьный возраст 13-14 16-17
Период гражд. становления 16-17 20-21
Перв. гражданская молодость 20-21 25-26
Втор. гражданская молодость 25-26 29-30
? Социальный статус молодого поколения
Социальный статус молодежи определяется ее возможностями и способностями (потенциалом). Молодежный потенциал характеризует способности молодого поколения самореализоваться в обществе, усваивать и передовать общественные ценности, формировать в себе творчесоке начало. Формирование молодежного потенциала осуществляется под непосредственным воздействием социальных институтов и воздействием природной и социальной среды. В процессе формирования молодежного потенциала изменяется предназначение молодого поколения: на начальных этапах оно выступает объектом социального развития, на конечных этапах – субъектом.
Формирование потенциала зависит от следующих составляющих жизнедеятельности общества:
1)Экономическая составляющая
2)Социальная составляющая
3)Духовно-культурная составляющая
4)Политико-правовая составляющая
Следует отметить, что формирование потенциала молодого поколения может нарушиться вследствие несогласованности указанных элементов или несогласованности действий социальных институтов.
Составными элементами потенциала молодого поколения является:
1)Демографический потенциал – с помощью данного потенциала оценивается численность молодого поколения, его репродуктивные способности, национальность, пол, возрастная периодизация.
2) Потенциал здоровья – характеризует продолжительность жизни, состояние здоровья, заболеваемость, в том числе хронические заболевания, качество медицинского обслуживания, профилактика заболеваемости молодежи, склонность к вредным привычкам.
3) Образовательный потенциал - оценивается количество и качество знаний, умений и навыков молодого поколения, качество функционирования образовательных институтов, способности молодого поколения к усвоения предлагаемых знаний, востребованность знаний, престижность выбираемой профессии.
4) Трудовой потенциал – оценивается способности реализации знаний на практике, достижение профессионаного опыта, способность адаптироваться к трудовому коллективу, отношение молодежи к трудовой деятельности.
5) Культурный потенциал – оценивается способность молодого поколения усваивать элементы материальной и духовной культуры, анализировать их, уметь воспроизводить их.
6) Гражданский потенциал – оценивается степень гражданской ответственности, патриотизм, степень участия молодого поколения в жизни общества, степень отчуждения от социальных процессов.
3 Психологические особенности молодого поколения
Молодость представляет собой промежуточный этап между детством и взрослостью, поскольку молодой человек это уже не ребенок (заканчивается физиологическое развитие), но еще не взрослый (поскольку не завершено его социальное развитие).
Основными задачами молодости является:
- накопление знаний, умений и навыков
- определение будущего рода проф. деятельности
- выбор будущего спутника жизни
- формирование характера. При этом формирование характера базируется на трех составляющих:
1) формирование самосознания – данный процесс предполагает: оценку индивидом своих внешних и внутренних качеств; оценку своих способностей и возможностей; анализ мнения о себе со стороны окружающих и выработка на этой основе собственного стиля поведения.
2) формирование мировоззрения – предполагают выработку системы взглядов индивида на окружающую действительность, с помощью которой он вырабатывает свое отношение к ней.
3) критическое отношение к миру – представляет собой анализ молодым индивидом процессов, происходящих в окружающем мире, критику событий и представление собственного мнения относительно происходящего.
Следует отметить, что молодой возраст и возложенные на него задачи характеризуются интенсивностью биологических и социальных изменений, в следствии этого период молодого возраста имеет специфические психологические особенности.
1. Подростковый период.
структурная перестройка организма, сопровождающаяся гормональными изменениями, вызывающими усиленный рост организма. Структурные изменения охватывают так же процессы мышления, которые усложняясь, переходят от наглядно-образного к абстрактно-теоретическому.
Изменения, происходящие в организме и в головном мозге способствуют возникновению психологического новообразования подростка – возникновение чувства взрослости, вследствие этого изменяется отношение с представителями более старшего поколении, а так же со сверстниками.
Не смотря на то, что родители продолжают играть для подростка важную роль (помогают решать фундаментальные жизненные проблемы), подростки все чаще стремятся выстаивать отношения на равнее, т.е. хотят, чтобы родители учитывали их интересы. В результате между родителями и подростками часто возникают конфликты, отчуждение и основным кругом общения подростков становятся сверстники.
Следует отметить, что в отношениях со сверстниками каждый подросток, стремясь продемонстрировать собственные умения и значимость, пытается занять определенный статус, при этом поступки подростков могут нести как позитивный, так и негативный характер.
Важнейшей психологической особенностью подростка является начало процесса формирования самосознания. На этой основе в подростковом периоде закладываются доминирующие черты характера подростка.
В целом подростковый период характеризуется следующими психологическими особенностями:
1) возможна резкая смена настроения
2) сочетание и переход от позитивных действий к негативным
3) стремление подростков показать собственную значимость
4) достаточно сильная эмоциональная база совершения поступков.
2. Юношеский период.
В период юношества продолжается структурная перестройка организма и усиление мыслительных процессов. Как следствие психологическая специфика юношей (девушек) характеризуется меньшей эмоциональностью. Психологическим новообразованием юношества является осмысленная оценка своего внутреннего мира и внешних качеств. На основе этого в период юношества начинается новый процесс – формирование мировоззрения и критического отношения к миру.
Для юношей характерно стремление к свободе и независимости, проявляющееся в следующих аспектах:
1) независимость в отношениях
2) независимость в потребностях и интересах
3) независимость в стиле поведения и одежды
4) независимость в доминирующих ценностях
В отношениях со сверстниками доминирует стремление к установлению дружеских контактов, доминирует любовь.
3. Молодость.
На данном этапе биологическое развитие организма достигает своего максимального значения. Процесс мышления связан с деятельностью памяти и органов чувств, наиболее оптимален. Основным психологическим новообразованием в молодости является самоидентификация и самоактуализация. В отношениях с окружающими доминирует рациональная составляющая, эмоциональность отходит на второй план.
Спецификой молодости является то, что в этот период происходит окончательное разграничение психологических особенностей по гендерному признаку (половой).
4 Молодежь в структуре общества и системе общественного воспроизводства
Относительно роли и значения молодежи для об-ва в соврем. науке существует 2 противоположн. т.з.
Представители 1 из них говорят о том, что молодежь не имеет для общества никакого значения, а сам мол. возраст – период жизни, прожитый впустую. Представители 2 т.з. говорят о том, что мол. – значимая часть общества, т.к. мол. поколение определяет направлен. дальнейшего развития и вырабатывает механизм для этого развития.
Взаимодействие мол. и общества, раскрывающее смысл мол. поколения заключ. в след. С одной стороны общество воздействует на молодежь, передавая ему соц. опыт и формируя для себя необходимый для себя человеч. потенциал. С другой стороны мол поколение перераб-ет усвоенный соц. опыт, обновляет его, тем самым способствует дальнейшему развитию общества.
Исходя из этого молодежь можно оценивать как объект и субъект соц. отношений. Исходя из этого соц. значимость молодежи заключается в способности трансформироваться из объекта воспитания в субъект соц. взаимодействий. Следует отметить, что взаимодействие мол. и общества не однозначно зависит конкретных исторических усл. и может проявляться в следующих разновидностях:
1. Авторитарная
В обществах, где доминирует данный тип взаимоотношений осуществляется постоянная опека и контроль за мол. поколением со стороны гос-ва, полит. институтов, соц. организац. и более старшего поколения, следовательно мол. оценивается только как объект соц. отношений. При взаимоотношениях данного типа воспитание мол. поколения характеризуется сильнейшим идейным содержанием, творчество и самостоятельность решений не поощряется.
Целенаправленная мол. полит в таких об-ах отсутствует. Исследование мол. проблем осущест-ся под грифом «секретно». В результате в авторитарных обществах мол. поколение интегрируется в общественную систему не на основе самост. выбора, а в процессе адаптации к этой системе.
2. Демократический
При взаимоотношениях данного типа мол. со стороны общества оценив. не только как объект не только как объект воспитания, но и как значимый соц. субъект, следовательно поощряется любое творческой развитие молодежи. Для эффективного решения мол. проблем в демократ. обществах реализуется многоуров-ая гос. мол. политика, а деятельность основных соц. и полит. институтов направлена на создание необходимых условий для развития мол. поколения.
3. Смешанный
1+2
4. Невмешивающийся
Для тех государств, в которых отсутствуют соц. и полит. институты. При этом мол. поколение в своем развитии представлено самому себе, а следоват. его интеграция в общественную систему осущ. методом проб и ошибок. Для обществ данного типа характерно мол. политики и отсутствие соц. исследований по проблемам молодежи.
В процессе взаимод. мол. и общества осуществляется ее соц развитие, которое заключается в изменении качественных и количественных хар-к, сопровожд. изменением статуса и роли мол. поколения.
В процессе соц. развития. молодежи формируются 2 основные особенности:
1. Молодежь не имеет своего собств. соц. статуса
2. Молодежь не явл. однородной соц. группой
В процессе соц. развития и в процессе интеграции систем общественного воспроизводства молодежи обретает след. ф-ии:
1. воспроизводство мол. и дух. ресурсов
2. инновационная
3. транслирующая
Интеграции мол. в общ. систему и выполнению ею ф-ий в общественном воспроизводстве препятствуют. след. факторы:
- недостаток требуемых ресурсов;
- отсутствие востребованности;
- неспособность соц. институтов развивать рес-сы
- несогласие мол. поколения с нормами и правилами функционирования общества.
17 1. Образование: понятия, сущность, тенденция развития.
Образование – вид деятельности, с помощью которого индивид усваивает определенные знания, умения и навыки, позволяющие ему интегрироваться в систему общественного воспроизводства. Основными предпосылками возникновения образования в обществе явл.: 1) необходимость получения практического опыта и создание его теоретической основы 2) усложнение систем производства 3) необходимость передачи накопленного опыта из поколения в поколение.
Само понятие образование имеет несколько смысловых значений:
1. Образование – уровень знаний, усвоенных тем или иным индивидом.
2. Образование – процесс, включающий в себя передачу знаний
3. Образование – система состоящая из следующих структурных элементов: Дошкольное, начальное среднее, неполное среднее, полное среднее, среднее – профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское, переподготовка кадров и повышение квалификации.
В развитых странах образование играет важную роль в жизни общества и базируется на следующих принципах: 1 Доступность 2 Гумманистичность 3 Демократичность 4 Плюролистичность 5 Многовариантность 6 Региональность 7 Комплексность 8 Развитая материальная база 9 Достаточный объем финансирования 10 Достаточный уровень квалификации преподавателей.
Образование развитых стран как правило взаимодействует с системой производства и интегрируется в единую информационную систему. В РФ развитие образования характеризуется рядом противоречий. С одной стороны приняты законы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений, обновляется учебно-методическая литература, тематические планы дисциплин, отрабатываются процессы лицензирования и аккредитации деятельности ВУЗов. Разрешена деятельность образовательных учреждений нового типа, увеличивается общее количество учащихся. С другой стороны образование в РФ финансируется не на достаточном уровне, изнашивается и устаревает материальная база, текучесть кадров, плата за обучение, меняется предназначение образовательных учреждений, снижается качество образования.
18 2 Уровень и качество образования в РФ.
Тенденции развития образования в РФ объединяет противоречие: пока еще высокий уровень образования при низком качестве образования.
Под уровнем образования понимают необходимый объем знаний, получаемых индивидом в процессе обучения. Под качеством образования принято считать умение индивида применять полученные знания на практике.
Относительно уровня образования молодых россиян следует отметить, что он выше, чем аналогичные показатели стран ЕС, при этом 42% россиян имеют образование выше полного среднего, а молодые люди стран ЕС по аналогии 30 %. Относительно высшего образования 16% молодежи стран ЕС завершают подготовку по указанной программе, в России 9%.
Качество образования российской молодежи оценивается по 4 критериям:
1. Математическая грамотность 70% молодежи обладает средним уровнем. Они способны анализировать информацию из первого источника и выделять математическую составляющую, строить мат модель, изучать виды факторов влияющих на данную модель, при этом 10% не имеет средней грамотности, в ЕС средняя грамотность 90-95%.
2. Естественно научная грамотность. По оценкам западных экспертов уровень необходимых ест науч знаний достигается 14% россиян, они могут характеризовать определенные ситуации на основе из математической модели, анализировать, додумывать в ЕС 26-33% молодежи рулит в этом плане.
3. Компетентность решения проблем. 43% молодежи РФ достигают среднего уровня компетенции в решении проблем. В развитых странах 73%
4. Грамотность чтения.
19 3 Молодежь в системе высшего образования
ВО в любом обществе играет особую роль, поскольку позволяет не только готовить специалистов высшего звена, но и является базой для подготовки научных кадров. Дело в том, что именно наука позволяет обществу сохранять экономическую, техническую, политическую и культурную независимость, исходя из этого развитию ВО на западе уделяется значительное внимание и оно базируется на следующих принципах:
1. Достаточный уровень финансирования
2. Развитая материальная база
3. Высокая квалификация преподавательского состава
4. Высокий уровень подготовки специалистов
5. Многовариантность процесса образования
6. Взаимосвязь теории с практикой.
В РФ ВО характеризуется теми же проблемами и противоречиям, которые рассматриваются во всей системе образования. В Росси студенты делятся на 3 группы:
1. Студенты учащиеся ради диплома 45-50%
2. причины не связанные с обучением 30%
3. 20-25% вылетевшие из вузов.
В РФ начиная с 1992 года разрешен прием на платное образование. Коммерческие студенты делятся на две группы: получающие знания, получающие диплом
Российские преподавателей о студентах: С одной стороны они более адаптированы и рациональны в своих поступках, более требовательны к окружающим, получаемым знаниям. С другой стороны менее эрудированны, менее гибки и требовательны к себе.
Оценка студентом преподавателя:
1. высокий уровень преподавания
2. Умение приводить практические примеры
3. Способность коммуникативного взаимодействия
4. отношение к студенту как к личности
5. соблюдение собственных требований
Проблемы в системе образования студенты выделили следующие:
1. Доступность
2. Слабая материальная база
3. плохие условия быта
4. отсутствие возможности теоретического закрепления знаний
5. востребованность
20 1 Проблема профессионального самоопределения молодежи
Трудовая деятельность является основным видом сознательной деятельности человека. Данное обстоятельство обуславливается следующими факторами:
1. Трудовая деятельность является источником материального обеспечения индивида и удовлетворяет основные его потребности
2. Трудовая деятельность занимает наибольший промежутка времени в жизни каждого индивида
3. В рамках трудовой деятельности формируется наиболее устойчивые интересы индивида и наиболее устойчивое социальное положение
Трудовая деятельность включает в себя следующие основные этапы:
1. Профессиональная ориентация – представляет собой профессиональное самоопределения человека на основе анализа информации о различного рода процессах и соотношений ее со своими потребностями, способностями, возможностями (до 16-17 лет)
2. Профессиональное обучение – представляет собой усвоение индивидом специальных знаний, умений, навыков, которые в последствии реализуются в той или иной профессии (16-17; 21-22)
3. Профессиональная адаптация – представляет собой процесс, в ходе которого индивид осваивает свои должностные полномочия и адаптируется к трудовому коллективу.
4. Профессиональное мастерство – представляет собой признание достижений индивида трудовым коллективом и обществом.
Среди указанных пунктов самый важный этап профессиональной ориентации.
На профессиональное самоопределение индивида оказывают влияние:
1. Мнение родителей
2. Семейный бюджет
3. Мнение друзей
4. СМИ
5. мнение учителей
6. Собственный план
По данным соц. исследований среди выпускников российских общеобразовательных учреждений около 25% учащихся окончательно определяются с выбором профессии, 45-50% колеблются между 2-3 вариантами, 25-30% не задумываются.
Основные критерии выбора профессии:
1 престижность 2возможность карьерного роста 3 заработная плата 4 условия труда 5 расположение 6 трудовой коллектив 7 график работы 8 соц. пакет 9 возможность реализовать себя 10 достижение определенного статуса.
Особенности молодежного рынка труда:
1. Стремление молодежи работать в определенных трудовых сферах
2. Стремление работать в частных организациях
3. В некоторых случаях отмечается преемственность трудовой деятельности
4. Смена деятельности
5. Молодые люди не исключают возможность получения дополнительных знаний для реализации своих способностей
Мотивации молодежной трудовой деятельности:
1. Ценностные мотивации
2. Смешанные мотивации
3. Инструментальные
22 2 Безработица
В 1990 году постановление совета министров СССР отменило закон о всеобщей трудовой деятельности и закон о распределении молодых специалистов. В совокупности с развитием рыночных отношений, возникновением новых видов собственности, а также новых форм трудовых отношений это послужило появлению безработицы.
Безработным считается человек, который желая работать не имеет постоянного источника доходов.
Мнение экспертов относительно безработицы неоднозначно. Одни считают, что безработица содержит в себе и позитивные моменты.
2 основных вида безработицы:
Структурно-функциональная, связанна с тем, что определенные профессии становятся невостребованными на рынке труда
Институционально-маргинальные, обусловлено тем, что определенные соц. слои общества становятся неконкурентоспособными на рынке труда в силу различных показателей.
Спецификацией возникновения молодежной безработицы в России является то, что во первых она возникла вследствие падения производства, во вторых в следствии нерациональной молодежной политики, в третьих в следствии резко изменившихся трудовых отношений.
Специфические черты молодежной безработицы в России:
1. Многие молодые люди становятся безработными не проработав и дня
2. Большая часть безработной молодежи проживает в провинциальных городах
3. Молодежная безработица зависит от развития региона
4. Большая часть молодежной безработицы в возрасте до 35 лет
Для того, что бы решить проблему с молодежной безработицей в России принимают следующие меры:
1. Экономические
2. Реорганизация системы образования
3. Совершенствование работы служб занятости
23 3 Феномен работающего студента
Феномен работающего студента был известен в обществе достаточно давно, однако в современной России трудовая занятость студентов существенно отличается от трудовой занятости студентов в СССР:
1. Масштабы – в настоящее время работают 77% студентов.
2. Характер трудовой занятости – В России студенчество пытается совместить 2 основных вида деятельности.
3. Цели трудовой деятельности – Обеспечение материальной благосостоятельности, приобретение трудовых навыков
4. Интенсивность т.д.
Достоинства работающего студента:
1. Улучшение своих знаний, они видят взаимосвязь теории и практики
2. Студенты, обладающие теоретическими знаниями, часто выдвигаю хорошие идеи
3. Студенты согласны на неузкоквалифицированную работу и на небольшой заработок
4. Студенты чаще согласны на проработку новых идей и на реализацию их с нуля
5. Студент в процессе учебы выступает живой рекламой товаров и услуг
6. Работающий студент легче адаптируется к трудовому коллективу
7. Работающий студент часто не требует социального обеспечения.
Недостатки:
1. Хуже владеют навыками управления
2. Чаще требуют к себе внимания
3. Чаще являются источникам конфликтов в трудовом коллективе
4. Хуже работают в период сессии
5. Работающий студент может всегда покинуть организацию
6. Если студент зачисляется в основной штат организации, то он может потребовать прибавку к зарплате.
24 1.Предпосылки возникновения молодежных субкультур.
Культура каждого общества складывается из совокупности взаимодействующих между собой субкультур. Понятие субкультура было сформировано в 20х гг 20го столетия. В узком смысле под субкультурой понимается культура определенной социальной общности которая характеризуется бедностью социальных традиций. В широком смысле – культура соцгруппы/демографической группы.
В современных гуманит. науках понятие «субкультура» обозначает культура соц. демографических групп, для которых характерно:
1. Наличие специфических ценностей, традиций, норм.
2. Характерен специфический образ жизни и поведения.
3. Характерно наличие определенного идеологического базиса.
Между традиционной и субкультурой существует определенное взаимодействие. С 1й стороны субкультура базируется на ценностях традиционной культуры, с другой – изменяя ценности традиционной культуры субкультура способствует её дальнейшему развитию. Среди множества субкультур молодежная субкультура занимает особое место.
Начало формирования молодежных субкультур обычно датируется 50-60 гг. XX века, а местом возникновения данного явления считается США, а впоследствии европейские страны.
Основными предпосылками возникновения молодежных субкультур считаются:
1. Переход развитых обществ на постиндустриальную стадию развития.
2. Увеличение периода социальной молодости.
3. Протест молодого поколения против сложившихся ценностей традиционного капиталистического общества.
Сущностные черты молодежных субкультур:
1. Наличие определенного соц. субъекта, который видоизменяя ценности традиционной культуры, формирует идеологическую основу мол. субкультуры.
2. Возникновение и развитие специфических жизненных установок в рамках молодежной субкультуры.
3. Возникновение и развитие специфического образа жизни и стиля поведения.
Следует отметить, что формирующаяся молодежная субкультура вследствие своего протестного характера носила ярко выраженный контркультурный аспект. При этом считалось нормой в молодежной среде отрицать сложившиеся традиционные ценности ничего не предлагая взамен. Впоследствии многие виды молодежных субкультур сохранили свои контркультурные установки, остальные изменили их, пытаясь взаимодействовать с обществом.
Механизм возникновения субкультур подразумевает чередование следующих этапов:
1. Отрицание общепринятых ценностей.
2. Выработка новых ценностей.
3. Поиск единомышленников
Источником возникновения молодежных субкультур является молодые индивиды, отчуждающиеся от следующих социальных субъектов: семья, друзья, коллектив, армия.
Сформировавшаяся молодежная субкультура реализует следующие функции:
1. Подготовка к усвоению определенных социальных ролей.
2. Социализирующая.
3. Защита от окружающего мира.
4. Освобождение от излишней опеки старшего поколения.
В СССР молодежные субкультуры начинают формироваться под воздействием западной культуры на рубеже 70-80 гг. При этом возникновение молодежных субкультур в СССР (а впоследствии и в России) было связано с рядом особенностей:
1. Кризис российского общества.
2. Кризис отечественной культуры.
3. Разрушение основ социокультурных институтов, отвечающих за развитие культуры.
4. Доминирование технического образования над гуманитарным.
5. Либерализация прав и свобод российских граждан.
25 2. Характерный черты мол. субкультуры.
В процессе формирования молодежной субкультуры оформились следующие её характерные черты:
1. Мол. субкультура характеризуется выработкой специфического мировоззрения и образа жизни. В зависимости от специфики указанных параметров представители одних субкультур активно взаимодействуют с обществом, другие обходятся без активного взаимодействия.
2. Мол. субкультура имеет экзотерический характер от взрослого общения. Для вхождения в тот или иной вид молодежной субкультуры в некоторых случаях достаточно быть просто молодым человеком, в некоторых случаях надо пройти обряд инициализации.
3. Мол. субкультура является феноменом крупных промышленных центров, т.к. именно молодежь данных городов вследствие продления соцмолодости выступает источником формирования молодежных субкультур.
4. Несмотря на то что мол. субкультура определяющим образом влияет на изменение ценностей традиционной культуры, далеко не все изменения принимаются обществом.
5. Мол. субкультура не является однородной. она диффренцирована по след. признакам: пол, возраст, соцстатус, род занятий, жизненные интересы.
6. Мол. субкультуры может принимать как формализованный, так и неформальный характер.
7. Мол. субкультуры – временный этап в жизни чела, т. к. взрослый чел решает более важные жизненные проблемы.
Российская субкультура в дополнении к указанным имеет следующие характерные черты:
1. Рос. мол. субкультуры (РМС) имеют заимствованный характер.
2. В большинстве случаев – развлекательный характер.
3. РМС характеризуются доминирующими ценностями потребительства.
4. Мол. россияне определяют своё отношение к субкультурам на основе массовых установок.
5. Развитие РМС как правило носит неформальный характер и не связано с деятельностью опред. социо-культурных институтов.
6. В РМС как правило отсутствует национально-культурная идентифицированность.
26 3. Типология МС.
Типология МС базируется на след. факторах:
1. Принадлежность индивида (ингруппы, аутгруппы)
2. Взаимоотношения (первичные, вторичные)
3. Степень интенсивности общения (большие, малые)
4. Отношения к общественным устройствам (про-, а-, антисоциальные)
5. Вид взаимодействия (демократия, авторитарное)
6. Пол, возраст (однополые, одновозрастные, разнополые, разновоз-растные)
7. Сферы действия:
Общественно-политические субкультуры: пропаганда общественно-политических идей, взглядов и мнений.
Радикалы: выступление против идей, взглядов, мнений.
Около-этические: зеленые.
Неформалы: пропаганда определенного образа жизни и мировоззрения.
Нетрадиционные религиозные группы.
Различные группы по интересам.
27 1. Общая характеристика процесса миграции.
Миграция – территориальное перемещения населения, связанное с временным/постоянным изменением места жительства.
Мол. миграция (ММ) – перемещение молодежи.
К основным причинам, обуславливающим основные миграционные процессы в мол. среде следует отнести:
1. Получение образование.
2. Трудоустройство.
3. Создание семьи.
4. Вид на жительство.
5. Стрессовый фактор (стихийное бедствие, военные конфликты и т.д. )
Однако, в отличии от взрослой миграции для ММ характерен ряд специфических факторов (стремление посмотреть мир, свалить от родителей, отсутствие причин).
Для ММ характерны следующие показатели:
1. Все чаше в миграционных процессах доминируют представители женского пола.
2. Молодежь в процессе миграции оценивает не только место будущего проживания, но и условия культурного развития.
3. Увеличивается поток нелегальных эмигрантов.
В зависимости от тех или иных характеристик ММ подразделяют на временную и постоянную. Временная подразделяется на: маятниковая, сезонная случайная. Также ММ делиться на иммиграцию и эмиграцию.
Спецификой миграции рос. молодежи является то, что после распада СССР вокруг России образовалось пространство подразделяемое на ближнее и дальнее зарубежье.
28 2. Мол. миграция на территорию России.
После распада СССР Россия граничила со странами ближнего и дальнего зарубежья. Исходя из этого, ММ на территорию России подразделяется на 2 основных типа:
1. ММ из стран дальнего Зарубежья. Началось в 90х гг в связи с упрощением в России визовых и въездных режимов и присоединением к конвенции ООН по правам беженцев. Большая часть из Африки, Юго-Западной Азии, единичные представители Европы, отсутствуют США.
По состоянию на нач. 2000 года они проживали в 33 регионах России, преимущественно в Москве и Питере. В качестве основных причин приезда на территорию России указывается:
1. Отсутствие работы на прежней территории.
2. Наличие работы, но чрезвычайно низкий заработок.
3. Необходимость получения дешевого и качественного образования.
4. Страх за собств. жизнь и за своих близких.
5. Стремление начать новую жизнь в новых условиях.
Места проживаний на территории России выбираются исходя из следующих соображений:
1. Близость территории.
2. Более либеральный въездной режим.
3. Более широкие возможности для стартовой жизни капитала.
При этом более ? ММ приезжают в Россию семьями. 1/3 желает остаться в России постоянно, при этом часть занимается торговлей, часть образованием и наукой, незначительная часть – производством.
1/3 желает после получения образования или изменения состояния в своей стране вернуться на родину.
2. ММ из стран ближнего Зарубежья. Активизировалось с момента распада СССР и во многом обусловлено тем, что бывшие республики оказались в худшем экономическом положении, чем в России. Основные потоки из: Казахстан, Узбекистан, Украина, Таджикистан, Азербайджан, Грузия, Киргизия, Туркмения, Белоруссия, Молдова, Латвия, Армения, Литва, Эстония.
Основные предпосылки ММ из стран ближнего Зарубежья:
1. Наличие родственников.
2. Близость территории.
3. Отсутствие языковых барьеров.
4. Отсутствие визового режима.
ММ из стран ближнего Зарубежья, переселяясь на территорию России старались устроиться по специальности. Часть занималась торговлей, часть перевозками, но в основном в производстве.
ММ из стран ближнего Зарубежья характеризуется рядом проблем:
1. Отсутствие работы по специальности.
2. Более низкая оплата труда по сравнению с коренным населением.
3. Притеснение со стороны органов власти.
4. Проблемы с жильем.
29 3. Мол. миграция с территории России.
1. ММ в страны дальнего Зарубежья. Активизируется с момента распада СССР. Стимулирующие факторы:
1. Стремление заработать.
2. Посмотреть мир.
3. Стремление улучшить качество жизни.
4. Стремление создать семью.
5. Получить образование.
Для этого рос. молодежь использует как легальные, так и нелегальные каналы. К легальным каналам относятся:
1. Приглашение на работу, учебу, стажировку.
2. приглашение зарубежных друзей/родственников.
3. Брак с иностранцами.
4. Эмиграция в состав семьи.
Наиболее предпочтительными странами для ММ считаются: США, Германия, Великобритания, Израиль, Франция, Австралия, Канада.
Большинство представителей рос. ММ эмигрирует целенаправленно, т.е. отсутствует проблема выезда любым способом. При этом большая часть мигрантов остается потенциальными эмигрантами из-за сдерживающих факторов:
1. Языковой барьер.
2. Отсутствие денег.
3. Трудности в получении визы.
4. Ментальные установки.
5. Боязнь утраты социального окружения.
6. Климатические условия.
7. Отсутствие уверенности в возможности возвращения в случае необходимости.
8. Отсутствие согласия с родителями.
Иногда к таким факторам относят соц статус молодого чела и наличие в мол. семье детей.
2. ММ в страны ближнего Зарубежья. В настоящее время практически отсутствует.