Практические
занятия по психологии
Практическое
занятие № 1
Психология как наука
Вопросы
для обсуждения:
1.Общая характеристика психики
2.История становления и развития психологии.
3.Характеристика житейских и научных психологических
знаний.
4.Отрасли психологии
5.Методы психологических исследований.
Практические задания:
1.Напишите несколько пословиц, имеющих психологическое
содержание.
2.Напишите психологические рекомендации (советы) на тему
«Как следует вести себя по отношению к тем или иным людям в каких-то жизненных
ситуациях». Они должны включать в себя следующие компоненты: цель запоминания
(для чего), ситуацию (где, в каких обстоятельствах), адресат(кому) и способ
поведения(как поступать).
3.Напишите список известных вам психических свойств
человека: эгоизм, настойчивость и т.д. В него следует включить любые слова
независимо от стиля речи, части речи и т
д. Для удобства последующей работы со словарем личностных черт слова
рекомендуется нумеровать и располагать столбиком.
4.Опишите множество жизненных и профессиональных
ситуаций, в которых возникает необходимость в психологических знаниях.
5.Напишите, какие знания по психологии могут
потребоваться в вашей будущей профессии.
6.Какие отрасли психологии решают следующие задачи.
1)Выявить условия эффективного запоминания информации.
2)Выявить психологические причины аварийности на
производстве.
3)Разработать меры по устранению дедовщины в армии.
4)Разработать методы работы с пожилыми людьми в доме престарелых.
5)Установить уровень психологического развития ребенка.
6)Выявить психологические причины неуспеваемости
школьников.
7)Выявить психологические особенности людей разного
пола.
8)Выявить влияние окраски производственных помещений на
эффективность труда.
9)Разработать программу профессионального отбора руководителей.
7.Тест
«Диагностика межличностных отношений» Т.Лири
Методика создана Т. Лири,
Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования
представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения
взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется
преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании
межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора:
доминирование-подчинение
и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее
впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М.
Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения
и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей
семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем
исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза,
поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых
осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями:
доминирование-подчинение,
дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.
Для представления
основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга,
разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям
обозначены четыре ориентации:
доминирование-подчинение,
дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь
– соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг
делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом
ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на
предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру
окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой
ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная
(доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси.
Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на
адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128
оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16
пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что
суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не
подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное
количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений
каждого типа.
Т. Лири предлагал
использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в
оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких
людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями
диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления
диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по
отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное
"Я"", "мои партнеры" и т.д.
Методика может быть
представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке),
либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые
соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его
идеалу.
Максимальная оценка
уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая
|
адаптивное поведение
|
5-8 баллов – умеренная
|
9-12 баллов – высокая
|
экстремальное
до патологии поведение
|
13-16 баллов - экстремальная
|
В результате производится подсчет
баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику.
Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра
круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов
соединяются и образуют личностный профиль.
По специальным формулам определяются
показатели по основным факторам:
доминирование и дружелюбие.
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII
+ II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
Качественный анализ полученных данных
проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между
представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности
рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения
личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы
для личности.
Методический прием позволяет изучать
проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной
консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.
Типы отношения к окружающим
I. Авторитарный
13-16 – диктаторский, властный,
деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах
групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться
на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту
властность, но признают ее.
9-12 – доминантный, энергичный,
компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы,
требует к себе уважения.
0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер,
упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13-16 – стремится быть над всеми, но
одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый,
себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним
несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0-12 – эгоистические черты, ориентация на
себя, склонность к соперничеству.
III. Агрессивный
13-16 – жесткий и враждебный по отношению
к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального
поведения.
9-12 –требовательный, прямолинейный,
откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем
обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0-8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13-16 – отчужденный по отношению к
враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во
всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип
характера).
9-12 – критичный, необщительный,
испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе,
подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный,
разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной
агрессии.
0-8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям
и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13-16 – покорный, склонный к самоунижению,
слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее
место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору
в ком-либо более сильном.
9-12 –застенчивый, кроткий, легко
смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0-8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально
сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и
честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13-16 – резко неуверенный в себе, имеет
навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от
других, от чужого мнения.
9-12 – послушный, боязливый, беспомощный,
не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0-8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов,
доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9-16 – дружелюбный и любезный со всеми,
ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить
требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации,
стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления,
эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0-8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и
компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в
согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям,
правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми,
инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать
себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет
теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9-16 – гиперответственный, всегда
приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый
в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя
ответственность за других (может быть только внешняя "маска",
скрывающая личность противоположного типа).
0-8 – ответственный по отношению к людям, деликатный,
мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании,
симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный
и отзывчивый.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
Поставьте знак "+" против
тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет
полной уверенности, знак "+" не ставьте).
1.1. Другие думают о нем благосклонно
2.
Производит впечатление на окружающих
3.
Умеет распоряжаться, приказывать
4.
Умеет настоять на своем
II.5. Обладает чувством собственного достоинства
6.
Независимый
7.
Способен сам позаботиться о себе
8.
Может проявить безразличие
III. 9. Способен быть суровым
10.
Строгий, но справедливый
11.
Может быть искренним
12.
Критичен к другим
IV.13. Любит поплакаться
14.
Часто печален
15.
Способен проявить недоверие
16.
Часто разочаровывается
V.17. Способен быть критичным к себе
18.
Способен признать свою неправоту
19.
Охотно подчиняется
20.
Уступчивый
VI.21. Благородный
22.
Восхищающийся и склонный к подражанию
23.
Уважительный
24.
Ищущий одобрения
VII.25. Способен к сотрудничеству
26.
Стремится ужиться с другими
27.
Дружелюбный, доброжелательный
28.
Внимательный и ласковый
VIII.29. Деликатный
30.
Одобряющий
31.
Отзывчивый к призывам о помощи
32.
Бескорыстный
I. 33. Способен вызвать восхищение
34.
Пользуется уважением у других
35.
Обладает талантом руководителя
36.
Любит ответственность
II.37. Уверен в себе
38.
Самоуверен и напорист
39.
Деловит и практичен
40.
Любит соревноваться
III.41. Строгий и крутой, где надо
42.
Неумолимый, но беспристрастный.
43.
Раздражительный
44.
Открытый и прямолинейный
IV.45. Не терпит, чтобы им командовали
46.
Скептичен
47.
На него трудно произвести впечатление
48.
Обидчивый, щепетильный
V.49. Легко смущается
50.
Не уверен в себе
51.
Уступчивый
52.
Скромный
VI.53. Часто прибегает к помощи других
54.
Очень почитает авторитеты
55.
Охотно принимает советы
56.
Доверчив и стремится радовать других
VII.57. Всегда любезен в обхождении
58.
Дорожит мнением окружающих
59.
Общительный и уживчивый
60.
Добросердечный
VIII.61. Добрый, вселяющий уверенность
62.
Нежный и мягкосердечный
63.
Любит заботиться о других
64.
Бескорыстный, щедрый
I.65. Любит давать советы
66.
Производит впечатление значимости
67.
Начальственно-повелительный
68.
Властный
II. 69. Хвастливый
70.
Надменный и самодовольный
71.
Думает только о себе
72.
Хитрый и расчетливый
III.73. Нетерпим к ошибкам других
74.
Своекорыстный
75.
Откровенный
76.
Часто недружелюбен
IV.77. Озлобленный
78.
Жалобщик
79.
Ревнивый
80.
Долго помнит обиды
V.81. Склонный к самобичеванию
82.
Застенчивый
83.
Безынициативный
84.
Кроткий
VI.85. Зависимый, несамостоятельный
86.
Любит подчиняться
87.
Предоставляет другим принимать решения
88.
Легко попадает впросак
VII. 89. Легко попадает под влияние друзей
90.
Готов довериться любому
91.
Благорасположен ко всем без разбору
92.
Всем симпатизирует
VIII. 93. Прощает все
94.
Переполнен чрезмерным сочувствием
95.
Великодушен и терпим к недостаткам
96.
Стремится покровительствовать
I.97. Стремится к успеху
98.
Ожидает восхищения от каждого
99.
Распоряжается другими
100.
Деспотичный
II. 101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)
102.
Тщеславный
103.
Эгоистичный
104.
Холодный, черствый
III. 105. Язвительный, насмешливый
106.
Злобный, жестокий
107.
Часто гневливый
108.
Бесчувственный, равнодушный
IV.109. Злопамятный
110.
Проникнут духом противоречия
111.
Упрямый
112.
Недоверчивый и подозрительный
V. 113. Робкий
114.
Стыдливый
115.
Отличается чрезмерной готовностью
116.
Мягкотелый
VI. 117. Почти никогда и никому не возражает
118.
Ненавязчивый
119.
Любит, чтобы его опекали
120.
Чрезмерно доверчив
VII.121. Стремится снискать расположение каждого
122.
Со всеми соглашается
123.
Всегда дружелюбен
124.
Всех любит
VIII.125. Слишком снисходителен к окружающим
126.
Старается утешить каждого
127.
Заботится о других в ущерб себе
128.
Портит людей чрезмерной добротой
Практическое занятие № 2
Чувственные
и рациональные формы освоения действительности
Вопросы для обсуждения:
1.Ощущения.
2.Восприятие.
3.Внимание.
4.Память.
5.Мышление.
6.Воображение.
Практические
задания.
1. Приведите примеры жизненных
ситуаций, предъявляющих повышенные требования к тем или иным органам чувств.
2. Какие виды профессиональной
деятельности предъявляют повышенные требования к зрительным, слуховым,
осязательным, обонятельным, вкусовым и двигательным ощущениям?
3. Определите, какие свойства
ощущений проявляются в следующих ситуациях.
1) Повар без труда определил
разницу в приготовленных соусах.
2) Окрашенные в светлые тона
стены помещения вызвали у посетителей ощущение прохлады.
3) Шлифовальщик определил
незначительную шероховатость на поверхности изделия без измерительных приборов.
4) В некоторых случаях голос
человека называют бархатным.
4.Определите, какие свойства восприятия появляются в
следующих ситуациях: 1) Известный врач-онколог во время посещения Лувра
заметил, что на одной из картин изображена женщина, больная раком груди. 2) При
некоторых психических заболеваниях людей наблюдается следующее расстройство
восприятия: они перестают узнавать предметы, хотя без особого труда определяют
их составные элементы. 3) После ампутации конечности у людей наблюдается
феномен фантомной конечности. 4) Известно, что влюбленный человек не замечает
изъянов во внешности своего избранника.
5.Подготовьте десять психологических рекомендации по
практическому использованию свойств восприятия.
6.Напишите множество профессий, предъявляющих повышенные
требования к каждому из свойств внимания.
7.Объясните, почему привлекается внимание в подобных
ситуациях: 1) Водитель за рулем обращает внимание на знаки дорожного движения,
а пассажир – нет. 2) Человек, отдыхающий на скамейке в тихом парке, обращает
внимание на неожиданно раздавшийся громкий звук. 3) Из всех книг, стоящих на
полке, ребенок обращает внимание на наиболее яркую.
8.Опишите жизненные ситуации, в которых возникает
необходимость не привлекать внимание.
9.Подготовьте рекомендации о том, как привлечь внимание.
10.Перечислите основные функции памяти и опишите по пять
конкретных жизненных ситуаций, в которых актуализируется каждая из них.
11.Какие виды памяти наиболее важны представителям
следующих профессий: учитель математики, врач-терапевт, кулинар, механик,
учитель географии, артист театра, парфюмер, водитель.
12.Определите объем оперативной памяти с помощью методики
10 слов (слова должны быть недлинными и не связанными по смыслу и
ассоциативно). Количество правильно воспроизведенных слов является показателем
объема памяти.
13.Используя закономерности работы памяти, подготовьте
психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного
материала.
14.Подготовьте психологические рекомендации на тему «Как
забыть неприятные события».
15.Разработайте конкретные жизненные ситуации, учебные
задания или психологические воздействия, позволяющие актуализировать различные
виды воображения.
16.Подберите по три примера на каждый из приемов
воображения.
17.Представьте себе свою будущую профессию и укажите,
какие требования она предъявляет к воображению.
18.Опишите воображение людей с заданными чертами характера
(трусость, тревожность, мнительность, сострадательность) в контексте
соответствующих жизненных ситуаций.
19.Разработайте рекомендации по выбору профессии для
людей, обладающих различными видами мышления
20.Опишите основные типы задач, которые приходится решать
специалисту вашей будущей профессии. Определите, на какие мыслительные операции
и виды мышления они ориентированы.
21.Используя тест, определите уровень вашей внимательности
Внимательный - невнимательный
Есть люди, которые всегда начеку — ничто их не может
удивить, ошеломить, поставить в тупик. Им противоположность — люди рассеянные и
невнимательные, теряющиеся в простейших ситуациях.
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
1. Часто ли вы проигрываете из-за невнимания?
2 Разыгрывают ли вас друзья и знакомые?
3. Умеете ли вы заниматься каким-либо делом и одновременно слушать то,
о чем говорят вокруг вас?
4. Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи?
5. Смотрите ли внимательно по сторонам, когда переходите улицу?
6. Способны ли вспомнить в деталях фильм, который посмотрели два дня
назад?
7. Раздражает ли вас, когда кто-то отрывает вас от чтения книги,
газеты, просмотра телевизора или какого-либо иного занятия?
8. Проверяете ли сдачу в магазине сразу у кассы?
9. Быстро ли находите в квартире нужную вещь?
10. Вздрагиваете ли, если вас внезапно кто-то окликнет на улице?
11. Бывает ли, что вы одного человека принимаете за другого?
12. Увлекшись беседой, можете ли пропустить нужную вам остановку?
13. Можете ли вы, не мешкая назвать даты рождения ваших близких?
14. Легко ли вы пробуждаетесь ото сна?
15. Найдете ли вы в большом городе без посторонней помощи то место
(музей, кинотеатр, магазин, учреждение), где побывали единожды в прошлом году?
По одному очку оцените ответы «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13,
14, 15 и ответы «нет» на вопросы 1, 7, 10, 11, 12.
11 очков и больше. Вы удивительно внимательны и проницательны. Такой памяти и такой
внимательности остается только позавидовать — это дано не каждому.
От 5 до 10 очков. Вы достаточно внимательны, не забываете ничего важного. Однако, как
говорится, и на старуху бывает проруха — кое-что можете запамятовать, иногда
проявляете рассеянность, что оборачивается досадными недоразумениями. И все же
вы способны в ответственный момент сосредоточиться и не допустить какой-либо
промашки.
4 очка и менее. Вы очень рассеянны, и это является причиной многих неприятностей в
вашей жизни. Когда вас в этом упрекают, вы, бывает, отвечаете с улыбкой, что
просто мечтательны и не придаете значения всяким «пустякам». Пустякам ли? Ведь
из-за вашей невнимательности неприятности терпят и окружающие — что значит,
например, забыть завернуть водопроводный кран или потерять взятую у кого-то
редкую книгу? Бывает, что люди даже бравируют своей рассеянностью, хотя, если
разобраться, это качество отрицательное. Конечно, нередко — скажем, для людей
престарелого возраста — оно не подвластно нам. Но в зрелые годы и особенно в
молодые каждому под силу перебороть свою невнимательность, воспитать
собранность и постоянно тренировать память.
22.Используя тест,
определите насколько вы рассеянный человек
Отвечайте
"да" или "нет".
1. Играя в
какую-либо игру, часто ли вы проигрываете из-за невнимательности?
2. Часто ли
знакомым удается разыгрывать вас?
3. Способны ли
вы одновременно работать и слушать, о чем говорят вокруг вас?
4. Вы
когда-нибудь находили на улице деньги? Сумочку? Кошелек?
5. Смотрите ли
вы внимательно по сторонам, прежде чем перейти улицу?
6. Способны ли
вы в деталях вспомнить любой фильм, который смотрели накануне?
7.
Раздражаетесь, когда вас прерывают или мешают чем-то заниматься?
8. Всегда ли
проверяете сдачу?
9. Вас легко
разбудить?
10.
Вздрагиваете ли вы, когда кто-то вас окликает на улице?
11. Вы часто
забываете о своих долгах и о том, что кому-то дали в долг?
12. Часто
дождь застает вас врасплох?
Одно очко вы
получите за ответ «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 и за ответ «нет» на
вопросы 1,7, 10, 11, 12.
Больше 8
очков. Вы на редкость
бдительны и дотошны, вас ничто не обманет. Такой памяти и такому вниманию можно
только позавидовать.
От 4 до 8
очков. Вы достаточно
внимательны, чтобы хорошо вести свои дела и не забывать ничего важного. Это
хорошо, хотя вы в то же время достаточно рассеянны и любите помечтать. К
счастью, в меру.
Меньше 4
очков. Вы мечтательны и
потому крайне рассеянны. Но это не мешает вам чувствовать себя время от времени
абсолютно счастливым. Многие невзгоды проходят мимо попросту потому, что вы их
не замечаете. Но все-таки надо быть немного повнимательнее, чтобы избежать
неприятных сюрпризов.
Практическое занятие № 3
Субъективный
мир психики человека
Вопросы для обсуждения:
1.Сознание как высшая ступень
развития психики. Состояние сознания.
2. Развитие самосознания и
«Я-концепция».
3. Структура и функции
самосознания.
4. Соотношение сознательного и
бессознательное.
6.Способы и механизмы психологической защиты личности.
Практические
задания.
1. Вспомните и опишите 10
жизненных ситуаций, в которых вы отчетливо осознавали себя: поступки, черты
характера и т.д. Подчеркните, что именно вы выделяли в себе и в связи с чем.
2. На основе анализа
собственного опыта сделайте общий вывод о том, в каких жизненных ситуациях
происходит актуализация самосознания.
3. Используя 20 суждений и
слов, дайте себе психологическую характеристику. Это будет ваш «образ Я». Таким
же способом опишите свой идеал. Сравните, в какой мере совпадают полученные
образы. Это говорит об отношении к себе. Чем выше их совпадение, тем выше
уровень самоуважения.
4. Определите уровень
самоуважения, используя опросник Розенберга. Для этого оцените себя по
четырехбалльной системе по каждому из десяти суждений.
Варианты оценки
|
Прямые суждения
|
Обратные суждения
|
Полностью согласен
|
4
|
1
|
Согласен
|
3
|
2
|
Не согласен
|
2
|
3
|
Абсолютно не согласен
|
1
|
4
|
Опросник
состоит из прямых (1,3,4,6) и обратных суждений (2,5,7,8,9,10).
Суждения
1. Я чувствую, что я достойный человек,
по крайней мере не менее, чем другие.
2. Я всегда склонен чувствовать себя
неудачником.
3. Мне кажется, что у меня есть ряд
хороших качеств.
4. Я способен кое-что делать не хуже,
чем большинство.
5. Мне кажется, что мне особенно нечем
гордиться.
6. Я к себе хорошо отношусь.
7. В целом я удовлетворен собой.
8. Мне бы хотелось больше уважать себя.
9. Иногда я ясно чувствую свою
бесполезность.
10.Иногда
я думаю, что я во всем нехорош.
Подсчитайте общий
показатель самоуважения. Он колеблется в интервале от 10 (при минимальном
уровне самоуважения) до 40 баллов (при максимально высоком уровне
самоуважения).
5.Опишите множество жизненных ситуаций, в которых
происходит актуализация механизмов психической защиты.
6.В каждой из представленных ситуаций (задание 5)
опишите возможные механизмы психологической защиты.
7.Тест на выявление уровня самооценки
1. Как часто вас терзают
мысли, что вам не следовало
говорить или делать что-то?
а) очень часто — 1 балл;
б) иногда — 3 балла.
2. Если вы общаетесь с
блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии — 5
баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а
отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.
3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом
деле, результат упорного труда — 5 баллов;
б) успехи зачастую зависят от счастливого
стечения обстоятельств — 1 балл;
в) в сложной ситуации главное — не упорство или
везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.
4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть
что-то
оригинальное — 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем
партнере и высмеять его — 4 балла;
в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.
5. Вы всегда спешите, вам
не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих
возможности одного человека?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю — 3 балла.
6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада
подруга,
хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;
в) духи, которые рекламировали в недавней
телепередаче.
7. Вы любите представлять
себе различные ситуации, в
которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю — 3 балла.
8. Задевает ли вас, когда
ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) иногда — 3 балла.
9. Доставляет ли вам удовольствие возражать
кому-либо?
а) да — 5 баллов;
б) нет — 1 балл;
в) не знаю — 3 балла.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе
3 цвета:
а) голубой — 1 балл;
б) желтый — 3 балла;
в) красный — 5 баллов.
Подсчет баллов
50—38 баллов. Вы довольны
собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми,
любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о
вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас
баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите
других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не
принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не
понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А
жаль...
37—24 балла. Вы живете в согласии
с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить
выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с
людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами:
«Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы
умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за
счет других.
23—10 баллов. Очевидно,
вы недовольны собой, вас муча-сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом,
способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом...
Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий
человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от
вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в
себе этот огонек.
Практическое
занятие № 4
Психология личности. Общее и
индивидуальное в психике человека.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие личности. Психологическая структура личности.
Закономерности развития личности.
2.Способности.
3.Темперамент.
4.Характер.
5.Воля
6.Мотивация.
7.Переживания. Чувства. Эмоции.
Практические
задания:
1.Опишите множество разных по содержанию конкретных
жизненных и профессиональных ситуаций, в которых возникает необходимость в
актуализации личностной сущности человека.
2.Определите и обоснуйте, в каких случаях поведение
является индивидуальным, в каких – личностным.
a)Поворот головы в сторону неожиданного резкого звука.
b)Ответ на экзамене.
c)Кашель.
d)Отдергивание руки от горячего утюга.
e)Оживление младенца при появлении матери.
f)Бормотание во сне.
g)Сдерживание слез
h)Выполнение опасного задания.
i)Сдерживание себя во время конфликта.
3.В каких видах профессиональной деятельности необходимы
следующие способности: а) манипулирование зрительными образами, б)прогнозировать
варианты поведения людей в различных жизненных ситуациях, в) различать цветовые
оттенки, г) дифференцировать звуки и шумы, д) вступать в контакт с незнакомыми
людьми, е) улавливать состояния животного.
4.Приведите примеры конкретных ситуаций, в которых
актуализируются способности.
5.Проведите диагностику своих профессиональных
склонностей с помощью опросника Л.Н. Кабардовой (см. приложение).
6.Опишите основные задачи, которые приходится решать
представителям вашей будущей профессии. Определите, какие способности вам нужно
развивать для того, чтобы достичь вершин профессионального мастерства.
7.Разработайте психологические рекомендации по
формированию способностей к различным видам деятельности.
8.Спрогнозируйте способы поведения людей с различными
типами темперамента.
9.Разработайте рекомендации по работе с людьми,
обладающими различными типами темперамента.
10.Определите тип своего темперамента.
11.Какие черты характера могут проявляться в следующих
жизненных ситуациях: сдача экзамена, встреча гостей, распределение благ,
доверие секрета, принятие решения, знакомство, несправедливое обвинение, успех
в чем-либо, коллективный досуг, оскорбление, насмешка, жесткий приказ.
12.Напишите список потребностей и классифицируйте их.
13.Назовите потребности, которые сопровождаются
следующими эмоциональными переживаниями: голод, жажда, страх, удивление,
чувство гордости, чувство унижения, чувство превосходства.
14.Разработайте множество конкретных ситуаций,
ориентированных на актуализацию воли.
15.Подготовьте список известных вам эмоций и
классифицируйте их.
16.Дайте названия эмоциям, возникающим в следующих
ситуациях: 1. Начальник
оскорбительно ругает подчиненного. 2. Рабочий долго выполняет однообразную
работу. 3. Зрители смотрят спектакль в хорошей постановке. 4. У электрика
перегорел необходимый для работы прибор. 5. Студент получил отличную оценку на
экзамене. 6. Смерть близкого
человека. (Продолжите список.)
17.Представьте множество конкретных ситуаций, в которых
актуализируются основные чувства:
·нравственные,
·интеллектуальные,
·эстетические,
·религиозные,
·национальные.
18.Определите тип вашего характера.
19.Физиономический тест Куна
Физиономический тест Кунина (разработан
американскими психологами) применяется для экспресс-диагностики настроения.
Особую ценность он представляет для психологов, обследующих большие коллективы
(например, трудовые) с целью определения "уровня настроения" в
текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном
материале.
Процедура проведения. Испытуемому дается
следующая инструкция:
- Перед Вами находятся шесть карточек, на которых изображено лицо одного и того
же человека, но находящегося в разных состояниях. Выберите ту карточку, на
которой изображен человек в таком состоянии, которое больше всего соответствует
Вашему настроению в данный конкретный момент.
Психолог записывает номер карточки, выбранной данным человеком, и переходит к
следующему испытуемому.
Обработка результатов. Настроение можно
рассматривать по следующим шести уровням:
1. Очень плохое настроение, связанное либо с сильной усталостью,
перенапряжением, либо гневом.
2. Плохое настроение.
3. Пониженное настроение, связанное с некоторой раздражительностью,
фрустрированностью.
4. Спокойное, уравновешенное настроение.
5. Хорошее настроение: человек бодр, уверен в своих силах, испытывает
удовольствие от того, чем занимается в настоящий момент.
6. Очень хорошее настроение: оптимистичность, ощущение счастья,
доброжелательноть по отношению ко всем.
Стимульный материал .
Номера карточек (соответственно расположению
выше):
20.Опросник Юнга
Данная методика
предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности.
Инструкция: На каждый
вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит
вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.
1. Что вы
предпочитаете?
а) немного
близких друзей;
б) большую
товарищескую компанию.
2. Какие книги
вы предпочитаете читать?
а) с занимательным
сюжетом;
б) с описанием
переживаний героев;
3. Что вы
скорее можете допустить в разговоре?
а) опоздание;
б) ошибки.
4. Если вы
совершаете дурной поступок, то:
а) остро
переживаете;
б) острых
переживаний нет.
5. Как вы
сходитесь с людьми?
а) быстро,
легко;
б) медленно,
осторожно.
6. Считаете ли
вы себя обидчивым?
а) да;
б) нет.
7. Склонны ли
вы хохотать, смеяться от души?
а) да;
б) нет.
8. Считаете ли
вы себя?
а) молчаливым;
б)
разговорчивым.
9. Откровенны
ли вы или скрытны?
а) откровенен;
б) скрытен.
10. Любите ли
вы заниматься анализом своих переживаний?
а) да;
б) нет.
11. Находясь в
обществе, вы предпочитаете:
а) говорить:
б) слушать.
12. Часто ли
вы переживаете недовольство собой?
а) да;
б) нет.
13. Любите ли
вы что-нибудь организовывать?
а) да;
б) нет.
14. Хотелось
бы вам вести интимный дневник?
а) да;
б) нет.
15. Быстро ли
вы переходите от решения к исполнению?
а) да;
б) нет.
16. Легко ли
вы меняете ваше настроение?
а) да;
б) нет.
17. Любите ли
вы убеждать других, навязывать свои
взгляды?
а) да;
б) нет.
18. Ваши
движения:
а) быстры;
б) замедленны.
19. Вы сильно
беспокоитесь о возможных неприятностях:
а) часто;
б) редко.
20. В
затруднительных случаях:
а) спешите
обратиться за помощью к другим;
б) не любите
обращаться.
Обработка результатов
ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСТРАВЕРСИИ: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б,
13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.
Количество ответов
подсчитать и умножить на 5.
Баллы: 0-35 -
интроверсия; 36-65 - амбоверсия; 66- 100 - экстраверсия
Экстраверты: легки в
общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству,
любят быть в центре внимания, легко завязывают знакомства, импульсивны, открыты
и общительны, среди их знакомых могут быть и полезные люди; судят о людях
"по внешности", не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.
Интроверты: сосредоточены
на собственных переживаниях, малоконтактны, молчаливы, с трудом заводят новые
знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов
проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и регидности; флегматики,
меланхолики.
Амбоверты: личности, в
которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.
21.ТЕСТ-ВЫБОР
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ
Подробно
смотрите: А.А. Алексеев, Л.А. Громоза Психогеометрия для менеджеров.- Ленинград,
1991 г.
Используется
для экспресс-анализа основных психологических характеристик поведения.
Человеку
предлагается мгновенно и не задумываясь выбрать из пяти обозначенных геометрических фигур (прямоугольник,
квадрат, треугольник, круг, зигзаг) ту фигуру, при виде которой у него
возникает чувство "Это я". При затруднениях в выборе единственной фигуры
можно предложить выбрать две
или три. Однако, основной при анализе черт поведения личности остается первая
из них, а остальные лишь дополняют анализ.
Выбор
квадрата говорит о личностных преобладаниях устойчивости,
усердия, упорства, выносливости, терпения, методичности и практико-реалистического
подхода к действительности.
Обычно
людей, выбравших квадрат, отличает высокая потребность в информации, логико-аналитический тип мышления,
последовательная, обстоятельная и логичная речь, точное использование профессиональной терминологии. У них рассчитанное движения,
скупые и точные жесты, несколько скованная, напряженно зажатая поза. Им
свойственны организованность и пунктуальность, строгое соблюдение инструкций и
правил, постоянное планирование, твердость в решениях, внимание к деталям,
рациональность, осторожность, экономность и практичность, упорство и настойчивость
в достижении будущей цели, высокое трудолюбие, профессиональная эрудиция, пристрастие
к письменной речи, расчетливый анализ любой ситуации и узкий круг друзей и знакомых.
Треугольник предпочитают люди,
склонные к наступательно инициативному, лидерскому типу поведения, уверенные и
властные, стремящиеся к быстрому собственному успеху любой ценой. Их речь обычно
четкая и энергичная, ясная, ориентирована на суть вопроса, содержит жаргонизмы
и остроты.
У них плавные, уверенные движения, уверенная и быстрая походка, выразительная жестикуляция, властный
взгляд, сжатые губы. Им свойственны решительность и импульсивность действий,
склонность к риску и смелость, высокая инициатива и работоспособность, стремление
к победе и честолюбие, концентрация внимания на ситуативной цели здесь и
теперь, нетерпеливость, широкий круг общения и узкий круг близких друзей.
Круг предпочитают контактные
и гибкие люди, для которых "мы" важнее "я", дружба ценнее
честолюбивых замыслов, а погружение в дружеское общение, книги или домашний уют
важнее официального признания в труде.
Мышление - интуитивно-образное, речь полна оценочных суждений,
часто непоследовательна, бессистемна, эмоциональна. Поведение чаще интуитивное,
"зеркальное", движения свободные и плавные, жесты поддерживающие, без
доминирования. Поза расслабленная. У них жизнерадостная походка,
доброжелательная улыбка. Они склонны к заботе о других, к сопереживанию и эмпатийной
включенности в чужие проблемы, доверчивы и уступчивы, способны уговаривать и убеждать других,
сентиментальны, испытывают повышенную привязанность к прошлому опыту и кругу близких людей.
Выбор
прямоугольникапредпочитают изменчивые люди, тянущиеся к новому знанию и новым
связям с людьми, смелые и импульсивные, неудовлетворенные, с резкими колебаниями настроения, частой сменой увлечений,
нервозные и неуверенные в себе и людях.
Их речь
не ритмична и сбивчива, с колебаниями громкости и высоты тона, категорична в
суждениях, пестрит поддразниванием людей, междометиями, вопросами к себе и
другим.
Движения
резкие, нервные, жесты неуверенные и незаконченные, походка меняющаяся.
Склонны
к смене жизненных планов, установок, круга общения, экспериментированию в работе,
поиску новых впечатлений и новых друзей. Живут в частом внутреннем конфликте
своих двух Я - прошлого и будущего. В
общении предпочитают большие группы из-за страха остаться один-на-один и боязни
ответственности перед партнером. В работе при неуспехе часто перекладывают
вину на других, находят и создают новые проблемы.
Зигзаг из геометрических фигур чаде
выбирают экспрессивные и воодушевленные люди, склонные к фантазии,
неординарные, творческие, самостоятельные и непредсказуемые в своих
нестандартных решениях.
Они
непосредственны и непрактичны, мечтательны, устремлены в будущее, ко всему
новому - от моды до мировосприятия и концепций
построения жизни.
Мышление
интуитивное и нереалистичное. Речь прямолинейная, честная в выражении чувств,
нелогичная, непоследовательная, остроумная,
с живой мимикой, сопровождается широкими, размашистыми движениями рук.
Движения
быстрые, уверенные, походка стремительная, позы переменчивые, порой
экстравагантные и театрально-манерные.
Их, как
правило, отличает стремление работать в одиночку. Устойчивый круг общения с
себе подобными оригинальными людьми, многочисленные художественно-творческие
поиски и пробы себя в музыке, поэзии или на любительской сцене, уникальные
увлечения.
В работе
"зигзаги" отличаются искренним энтузиазмом, но неорганизованны,
признают право на ошибку, не осуждают других и часто критикуют себя, полны
новых стратегических идей, но слабо контролируют свои действия, не заботятся о
социальном статусе и успехах.
22.ТЕСТ
"СКОНСТРУИРОВАННАЯ ФИГУРА (человек, нарисованный из геометрических
фигур)"
Подробный
анализ смотрите в работах: Либин А.В. Применение графической
психодиагностической методики в профконсультативной работе//Диагностика
способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности.- Саратов, 1989;
Романова Е.О., Потемкина С.Ф. Графичесикие методы в психологической диагностике,- М.:Дидакт,
1992.- С. 74-85.
В силу
обнаруженных устойчивых связей между рисунком (фигуры и особенностями личности
рисовавшего, методика используется для выявления индивидуальных стилей
взаимодействия, типологических различий, склонностей в основных жизненных
отношениях человека.
Респонденту
предлагают изобразить фигуру человека, состоящую из 10 элементов -
геометрических фигур (треугольников, кругов, прямоугольников). Для aигуры можно использовать любой
желательный для рисующего набор элементов, но с общей суммой их равной 10.
Для
изображения используется лист, на обеих пронумерованных сторонах которого
конструируется по одной фигуре человека любой величины - 1-пробная, 2 -
основная.
Поле
отдельных элементов фигуры можно
предложить заштриховать цветным карандашом.
При
обработке данных учитывают обе сконструированные фигуры, их тождество или
различие в величине и наборе элементов, расположение на площади листа,
цветность элементов.
Каждый
рисунок кодируется путем подсчета количества отдельных геометрических
элементов, затраченных на изображение человеческой фигуры. Корд-ключ рисунка
записывается в виде трехзначного числа, где сотни – суммарное число
использованных треугольников, десятки - количество кругов, единицы -
количество прямоугольников, использованных в изображении человечка. При этом
фиксируются выбранные цвета.
Интерпретация данных
основана на предпочтениях выбора геометрических элементов и их цвета в
изображении человечка. Специальный анализ позволяет говорить о довольно четкой системе
индивидуальных стилей общения, основных типов жизненных отношений и личностных
склонностей, различающихся и типичных для людей, дающих определенный вид
изображения человека и цветность рисунка.
1. ЛЮДИ
С КОД-КЛЮЧОМ РИСУНКА 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109 (сконструированная фигура человечка без кругов) обычно делают
то, что считают нужным здесь-и-теперь и достаточно сильно сосредоточены на
своем
Я. Они воспринимаются
окружающими как весьма черствые и конфликтные, "толстокожие" в отношениях.
Обычно не замечают чужих проблем и переживаний, но сами умеют создавать новые
проблемы себе и другим.
Непоследовательны
в своих привязанностях, изменчивы в интересах, ценностях, увлечениях,
склонностях.
В своих
ситуативных планах на будущее 901, 802, 703, 604 весьма решительны,
честолюбивы, сконцентрированы, самонадеянны, уверенны, нетерпимы к чужому
мнению; 505, 406, 307, 208, 109, напротив, тревожны, самосбродны, импульсивны,
непоследовательны, разбросанны, неуверенны, самокритичны.
Нуждаются
в контроле действий, поддержке, поощрении, заинтересованности в их планах и
успехах со стороны других. Не любят критики, весьма нетерпимы к чужим оценкам
своих новоначинаний. Часто
теряют душевное равновесие, меняют сферу основной деятельности и приложения
сил.
Их
любимые жизненные цвета красный, зеленый, оранжевый, желтый; в состоянии
стресса, рядом с названными, фиолетовый, черный, белый, темно-коричневый.
2. ЛЮДИ
С ГОД-КЛЮЧОМ РИСУНКА 910, 811, 820, 712, 721, 613, 622, 631, 640 чаще всего
склонны к лидерству и организаторской деятельности, хорошо адаптируются к
социокультурному пространству, его
нормам и ценностям.
Обладают
даром убеждать других, умело держат в своих руках контроль над событиями и
ситуацией.
Уверенны
в себе, энергичны, ответственны и весьма конкурентны в профессиональной
деятельности.
Благодушны
в общении с окружающими, когда их собственные дела идут успешно, но нетерпимы
и категоричны в оценке людей и событий, если начинают проигрывать. Смелы и
остроумны в общении, любят давать советы при решении чужих проблем. Хорошо информированные
рассказчики и дискутанты.
"Гибкие
политики"; умелые и организованные руководители со своим "Я" и
рационально-аналитическим видением проблем. Склонны работать в уплотненном
графике. Их время постоянно занято делом, общением, домом, собственным
престижем.
Предпочитаемые
цвета - пурпур, красный, зеленый, нежно-голубой, золотистый,
светло-коричневый, зелено-желтый.
3. ЛЮДИ
С КЛЮЧОМ-КОДОМ 514, 523, 532, 541, 550 постоянны, преданны делу и близким,
исполнительны, ответственны, хотя в принятии важных решений склонны к
длительным раздумьям и колебаниям.
Любят
заниматься социальной благотворительностью. Активные защитники справедливости и
своего близкого круга.
Контактны,
умеют утешить, успокоить, поддержать своей уверенностью в победе правды.
Жизнерадостны, оптимистичны, сентиментальные идеалисты.
Умеют
делать свое дело профессионально. На работе склонны идти на компромисс, любой
конфликт воспринимают как личную обиду и тяжело пережинает.
Предпочитаемые
света - синий, нежно-голубой, розовый, майская зелень, охра, оливковый, серый.
4. ЛЮДИ,
ИМЕЮЩИЕ КЛЮЧ РИСУНКА 415, 424, 433, 442, 451, 460, отличается разнообразием
способностей и творческой одаренностью.
Романтичные
идеалисты, доверчивы в общении, с тревожно-мнительным поведением, часто
сомневаются в себе, легко ранимы. Нуждаются в поддержке и подбадривании,
поскольку часто чувствуют себя одинокими и покинутыми без реальных на то
оснований.
Многократно
уходят в творческую деятельность в разных сферах - от литературы и поэзии до
музыки и тонких ручных работ. Склонны иметь хобби и увлечения, занимающие место
второй профессии.
Отличаются
последовательностью, тщательностью и аккуратностью в выполнении любого дела.
Среди их
любимых цветов - сине-зеленый, бирюзовый, розовый, фиолетовый, сиреневый,
оранжевый, белый.
5. ЛЮДИ
С КОД-КЛЮЧОМ РИСУНКА 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370, увлечены общим
познанием жизни, решением глобальных проблем, созданием обобщенных
теоретических концепций. Склонны к изучению природы, проблем здоровья.
Увлекаются
синтетическими видами искусства - театром, кино, режиссурой, мультипликацией,
цирком, массовыми зрелищными представлениями.
Могут
успешно осуществлять сложную координационную работу. Ориентированы на поддержку
слабых и беззащитных животных, детей, стариков, больных. Умеют прощать ошибки.
Способны
к творческой работе со сложными коллективами. Настойчивые романтики, философски
относящиеся к жизни.
Обычно
предпочитают выбор цветов - светло-коричневого, коричневого, красного,
нежно-голубого, синего, черного, белого, фиолетового.
6. КОД
РИСУНКА 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280, имеют люди, которые легко
переключаются с одного вида деятельности на другой, обладают повышенным
чувством новизны.
Они
альтруистичны, склонны к заботе о других, сопереживанию, анализу психических
состояний и рефлексии.
С высоко
развитой интуицией и богатым воображением, склонны к изобретательской
деятельности. Отрицательно реагируют на посягательства на их свободу
творчества.
Романтично
и идеалистически настроенные, часто испытывают перепады собственных состояний,
тянутся к прошлому.
Среди
предпочитаемых ими цветов - синий, нежно-голубой, зеленый, белый,
светло-коричневый, сиреневый, розовый.
7. КОД-КЛЮЧ РИСУНКА 118, 127, 136, 145, 019, 028,
037, 046 имеют люди с конструкторско-изобретательской, технической или художественно-проектировочной
склонностями. Обладают пространственным видением, богатым воображением, занимаются
творчеством в интеллектуально-художественной и технико-прикледной области.
Неуравновешенны
и эмоциональны, часто одержимы собственными идеями. Не приемлют никакого
давления, кроме самоконтроля. Интровертированны, предпочитают творить в одиночку,
с головой уходят в сферу собственного творчества. Идеалистически
настроенные, в общении с другими часто судорожно зажаты и скованны, объективно
нуждаются в тепле и внимании других людей.
Среди
выбираемых цветов - ярко-зеленый, фиолетовый, синий, темно-коричневый, черный,
серебристо-жемчужный.
8. ЛЮДИ, ИМЕЮЩИЕ КОД-КЛЮЧ РИСУНКА 550, 451, 460,
352, 361, 370, 262, 271, 280, 154, 163, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091,
исключительно эмотивны. Много сил и анергии у них уходит на переживания в связи
со своими и чужими проблемами. На реальные действия и
полную самореализацию собственных способностей
их зачастую не хватает. Застревают на сегодняшней ситуации,
неконструктивно используют свое время, слабо планируют будущее. Не отличаются
высокой целеустремленностью и инициативностью в реализации жизненных планов,
часто меняют направление своих
действий.
Предпочитаемые цвета - желтый, серый, белый, нежно-голубой, розовый,
сиреневый.
Величина и пропорции изображенной фигуры могут интерпретироваться
с позиций графологии. Общие характеристики почерка и рисунка у человека, как
правило, совпадают, так как в их основе - одни и те же подсознательные и
психофизиологические механизмы и не всегда осознаваемые установки.
Размах или зажатость в стиле поведения личности имеет тенденцию,
отражаться в общем стиле рисунка. Например, чем более расширены элементы
фигуры вверх и в стороны, тем чаще можно столкнуться со вспышками внезапного
гнева; чем сильнее заострены линии элементов фигуры вверх, тем чаше может быть
тенденция к агрессивной критике; чем более мелкий и сжатый конструируется человечек,
тем более зажат и тревожен в жизни автор такой конструкции.
Гармоничность образа
Яи образа мира личности имеет тенденцию к отражению в гармоническом
конструировании элементов фигуре рисунка.
23.Тест «Самооценка психических состояний» Айзенка
Предлагается описание различных психических состояний. Если это
состояние часто наблюдается, то ставится 2 балла, если это состояние бывает, но
изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.
Обработка результатов.
1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I 1...10 вопрос - тревожность;
II 11... 20 вопрос - фрустрация;
III 21...29 вопрос - агрессивность;
IV 31...40 вопрос - ригидность.
Оценка и интерпретация баллов.
I. Тревожность: 0...7 - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя,
допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный.
П. Фрустрация (фрустрированность): 0...7 баллов - не имеете высокой
самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов -
средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая
самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность: 0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14
баллов - средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не
выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность: 0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемого”,
8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность,
неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют
реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в
семье.
Описание состояний(Айзенк)
I
1) Не чувствую в себе уверенности.
2) Часто из-за пустяков краснею.
3) Мой сон беспокоен.
4) Легко впадаю в уныние.
5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6) Меня пугают трудности.
7) Люблю копаться в своих недостатках.
8) Меня легко убедить.
9) Я мнительный.
10) Я с трудом переношу время ожидания.
II
11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки
можно найти выход.
12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований
винить себя.
14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы
пожалели.
20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
21) Оставляю за собой последнее слово.
22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23) Меня легко рассердить.
24) Люблю делать замечания другим.
25) Хочу быть авторитетом для других.
26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30) Я мстителен.
IV
31) Мне трудно менять привычки.
32) Нелегко переключать внимание.
33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34) Меня трудно переубедить.
35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы
освободиться.
36) Нелегко сближаюсь с людьми.
37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38) Нередко я проявляю упрямство.
39) Неохотно иду на риск.
40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Практическое
занятие № 5
Психология общения
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие общения в психологии.
2. Виды общения.
3. Группы и коллектив.
4. Структура общения.
5. Невербальное общение, его
особенности.
6. Социально-ролевое общение.
Практические задания:
1. Опишите, какие виды коммуникативных
барьеров вам известны.
2. Что такое стиль общения? Какие
факторы определяют стиль общения? Определите, какой из стилей доминирует в
вашем общении, используя методику, предложенную преподавателем.
3. Как месторасположение участников
общения влияет на успешность их деятельности? Приведите примеры размещения
участников общения.
4. Заполните таблицу «Значение некоторых жестов и поз»