Войти с помощью:


Скачать ответы на тесты по Философии
19-10-2010, 14:51 | Автор: kirill | Категория: Философия / Экзамен по философии
    Не нравится +21 Нравится



Тесты по философии с ответами.



Философия в системе культуры
filosofia-testi-2006.zip [54,7 Kb] (cкачиваний: 1073)

1. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:
а) 3 философия; в) 4 наука;
б) 1 мифология; г) 2 религия.

2. В этой картине мира "естественное" и "сверхъестественное" не отличаются друг от друга:
а) в научной; г) в философской;
б) в религиозной; д) в обыденной.
в) в мифологической;

3. Соотношение философии и науки заключается в том, что:
а) философия является частью науки;
б) наука является частью философии;
в) философия и наука частично включаются друг в друга;
г) философия и наука исключают друг друга;
д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.

4. Философия – это (подберите наиболее правильный ответ):
а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;
б) собрание теорий, концепций философов;
в) наука, исследующая язык;
г) учение о познаваемости мира;
д) учение об устройстве мира.

5. Предмет философии отражает в себе:
а) устройство мира; г) упорядоченность мира;
б) всеобщность мира; д) красоту мира.
в) полезность мира;

6. Философии присущи функции:
а) мировоззренческая и познавательная; в) аксиологическая и ориентационная;
б) методологическая и прогностическая; г) все эти функции вместе взятые.

7. Философия объясняет мир с помощью:
а) мифологических образов; г) рациональной аргументации;
б) откровения; д) математики.
в) интуитивного прозрения;

8. Философия — это:
а) мировоззрение; в) мироощущение;
б) мирочувствование; г) мировосприятие.

9. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия
а) этика; г) онтология;
б) аксиология; д) антропология;
в) эсхатология; е) социология.

10. Основные разделы философии (укажите все возможные варианты):
а) онтология; д) социология;
б) фразеология; е) антропология;
в) политология; ж) гносеология.
г) аксиология;


11. Способ существования философии:
а) вера; г) интуиция;
б) разум; д) опыт.
в) чувство;

12. Термин «философия» означает:
а) рассуждение; г) любовь к мудрости;
б) компетентное мнение; д) логика
в) профессиональную деятельность;

13. Ответы на философские вопросы ищут в:
а) религиозных верованиях; г) доводах и умозаключениях разума;
б) мифологических представлениях; д) в божественном откровении.
в) научных исследованиях;

14. Философское учение о всеобщих законах познания — это:
а) гносеология; г) этика;
б) онтология; д) эмпиризм.
в) эстетика;

15. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:
а) мировосприятие; г) мироощущение;
б) мирочувствование; д) мировидение.
в) мировоззрение;

16. Основной вопрос философии – это (выберите наиболее правильный ответ):
а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;
б) каковы критерии истины;
в) как возник мир;
г) что есть добро и зло;
д) что есть бог.

17. Центральной проблемой онтологии является:
а) смысл жизни человека; г) изучение законов мышления;
б) познаваем ли окружающий нас мир; д) смерть и бессмертие человека.
в) соотношение материи и сознания;

18. Аксиология — это учение о:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности; г) о духовной культуре общества и человека;
б) о красоте; д) учение о сущности человеческой истории.
в) о добре и зле;

19. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):
а) устройство мира; г) всеобщее в системе «мир-человек»;
б) красота мира; д) поиск идеального общества.
в) счастье человека;

20. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:
а) онтология 4 1) красота
б) гносеология 3 2) нравственность
в) этика 2 3) истина
г) эстетика 1 4) бытие

21. К вечным философским вопросам относятся (укажите все варианты):
а) каковы точные размеры вселенной? г) в чем смысл жизни?
б) в чем сущность человека? д) какова родословная славян?
в) из каких элементов состоит живая клетка?

22. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии:
а) философия – это разумное миропонимание;
б) философия – это богом данное мировоззрение;
в) философия – это истинное мироощущение;
г) философия – это специфическое мировосприятие.

23. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):
а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц;
б) мир создан богом, и вес происходит в нем по воле Всевышнего;
в) материя – это объективная реальность;
г) атрибутом материи является движение;
д) пространство и время формы живого восприятия.

24. Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения:
а) конкретность; г) абстрактность;
б) наглядность; д) экспериментальность.
в) системность;

25. Для религиозного мировоззрения более определяющим является:
а) доброта; г) мудрость;
б) знание; д) страх.
в) вера;

26. Философия в своем существовании всегда противостоит и разоблачает:
а) науку; г) искусство;
б) религию; д) нравственность.
в) миф;

27. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:
а) 3 философия; б) 1 мифология; в) 4 наука; г) 2 религия.

28. В философии миф понимается как:
а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъ¬естественное;
б) специфическое образное синкретическое мировоззре¬ние;
в) фантастический рассказ, предание;
г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;
д) сказка, выдумка, заведомый обман.

29. В своих истоках философия и наука опирались на:
а) мифологию; г) магию;
б) технологию; д) науку.
в) религию;







История философии

1. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно; г) попытаюсь узнать;
б) знания увеличивают скорбь; д) другие не знают и этого.
в) знать что-то вовсе и не нужно;

2. Майевтика— это:
а) ироничное подтрунивание; г) эксперимент;
б) форма назидания; д) общение с собеседником с целью обретения им истины.
в) легкая беседа «ни о чем»;

3. Установите соответствие философских школ той или иной философской культуре:
а) 3 философия Нового времени
б) 4 современная западная философия
в) 1 философия Античности
г) 2 немецкая классическая философия 1) прагматизм;
2) трансцендентальный идеализм;
3) картезианство;
4) скептицизм.

4. По Аристотелю, человек— это:
а) двуногое без перьев; г) смеющееся существо;
б) нравственное существо; д) политическое животное.
в) душа в темнице тела;

5. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона¬чала:
Первопричина бытия
1. Вода
2. Апейрон
3. Огонь
4. Число
5. Гомеомерии
6. Атомы Философ
а) 6 Демокрит
б) 2 Анаксимандр
в) 5 Анаксагор
г) 1 Фалес
д) 3 Гераклит
е) 4 Пифагор

6. Определите, в концепциях каких философов главенствующую роль играют следующие категории:
Философ
1. Платон
2. Гераклит
3. Аристотель
4. Демокрит
5. Эмпедокл
Основные категории
а) 2 Логос
б) 1 Идея
г) 3 Форма
д) 4 Атом
е) 5 Любовь
ж)5 Ненависть

7. "Государство" Платона было:
а) демократическим государством равных возможностей;
б) религиозным государством;
в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
г) абсолютной монархией;
д) деспотией восточного типа.

8. Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание основанное на эксперименте;
д) истинное познание невозможно.

9. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов; г) первоэлементом мира является число;
б) первоэлементом мира является апейрон; д) познание мира невозможно.
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;

10. В своей этической концепции стоики выдвинули:
а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;
б) анархические принципы социальной жизни;
в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;
г) идеал героя, противостоящего всему миру;
д) идеал «страдающего бога».

11. Один из основных императивов античной философии:
а) «Познай самого себя»; г) «Не лги»;
б) «Узнай как можно больше»; д) «Надейся и жди».
в) «Следуй установленным правилам»;

12. Этот античный философ писал: "Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно¬го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь¬ное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать".
а) Аристотель; г) Скептики;
б) Зенон из Кития (стоик); д) Пифагор.
в) Платон;

13. Число в пифагорейской школе это:
а) абстракция; г) творение Бога;
б) первоначало мира, тождественное вещи; д) психическая иллюзия.
в) создание разума;

14. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».
а) Анаксимен; г) Платон;
б) Эмпедокл; д) Аристотель.
в) Фалес;

15. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
а) Пифагор; г) Аристотель;
б) Платон; д) Демокрит.
в) Сократ;

16. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:
а) небытие; г) сомневаемся;
б) первоначало; д) материю.
в) бытие;

17. Этот античный мыслитель является основоположником атомизма:
а) Сократ; г) Аристотель;
б) Демокрит, Левкипп; д) Демокрит.
в) Платон;


18. Кому из античных философов принадлежит авторство этой социально-философской концепции:
«...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело¬век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»
а) Аристотель; г) Демокрит;
б) Платон; д) Сенека.
в) Плотин;

19. Позднейший автор так описывает учение этого философа:
"Он в согласии с теми, кто дока¬зывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем суще¬ствующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполнен¬ным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконеч¬ное по числу (частицы), невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приво¬дят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтожению".
а) Левкипп-Демокрит; г) Платон;
б) Анаксимандр; д) Аристотель.
в) Фалес;

20. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема; г) нематериальна и неумопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема; д) конструкция сознания.
в) материальна, но неумопостигаема;

21. Этому античному мыслителю принадлежит авторство принципа «Все во всем» и понятия «Ум» (Нус), управляющего всем миром:
а) Гераклит; г) Аристотель;
б) Демокрит; д) Эпикур.
в) Анаксагор;

22. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон; г) Парменид;
б) Аристотель; д) Гераклит.
в) Демокрит;

23. Фрагмент "Все течет, все изменяется" выражает суть:
а) диалектических мыслей Гераклита; г) логики Аристотеля;
б) метафизической концепции Парменида; д) критической позиции скептиков.
в) релятивизма софистов;

24. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор; г) Эпикур;
б) Сократ; д) Демокрит.
в) Ксенофан;

25. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.

26. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
а) бедных, состоятельных, богатых; г) философов, воинов, ремесленников;
б) крестьян, ремесленников, мещан; д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.
в) дворян, священников, крестьян;

27. В центре внимания школы Пифагора было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:
а) порядок; г) число;
б) Бог; д) материя.
в) разум;

28. По мнению Аристотеля всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
в) единство материи и формы;
г) создано из воды;
д) конструкция сознания.

29. Категорию Логос в античной философии впервые ввел:
а) Парменид; г) Гераклит;
б) Фалес; д) Анаксимен.
в) Демокрит;

30. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:
а) религия и философия несовместимы; г) философия должна быть упразднена;
б) все догматы религии должны быть доказаны разумом; д) религия должна быть упразднена.
в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

31. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:
а) дух; г) тело;
б) душа; д) воля.
в) разум;

32. В центре размышлений философов средних веков стоит:
а) природа; г) идеальный мир;
б) личность; д) процесс познания.
в) Бог;

33. Фома Аквинский придерживался концепции:
а) о несовместимости веры и знания; в) о гармонии веры и знания;
б) о превосходстве знания над верой; г) о превосходстве веры над знанием.

34. Апологеты во II в. н. э.:
а) являлись сторонниками Юлиана Отступника; г) рассматривали противоположность духа и материи;
б) защищали, оправдывали христианское вероучение; д) являлись сторонниками атомизма.
в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

35. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире, получила название:
а) тенденция; г) теодицея;
б) теократия; д) теизм.
в) теогония;

36. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):
а) сотворение мира из ничего; г) концепция реинкарнации (переселения душ);
б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц; д) человек создан по образу и подобию божьему.
в) богов много, но верховным является Зевс;

37. Основной догмат христианского вероучения отно¬сительно Бога гласит:
а) нет Бога кроме Аллаха;
б) Бог есть Единое;
в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;
г) Бог есть Все и все есть Бог;
д) Бог есть безличная духовная реальность.

38. Августин Аврелий ввел в христианство элементы учения:
а) софистов; г) Демокрита;
б) Платона; д) Эпикура.
в) Аристотеля;

39. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформулировать теорию познания;
д) обосновать научный метод.

40. В схоластике провозглашалось различие между:
а) верой и разумом; в) сознательным и бессознательным;
б) чувством и мыслью; г) разумом и интуицией.

41. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом; г) папизмом;
б) томизмом; д) протестантизмом.
в) августинизмом;

42. В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский:
а) безоговорочно защищал идею личного бога; г) полагал, что бог — это и есть природа;
б) признавал бога полностью трансцендентным, непозна¬ваемым; д) считал, что бог – это перводвигатель.
в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе;

43. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский ис¬ходил из того, что:
а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;
б) душа является частью тела, выступая его формирую¬щим принципом;
в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;
г) душа есть проявление надындивидуального духа, пото¬му она неуничтожима.

44. Номинализм в своей атаке на строгую рационали¬зацию религиозных догматов, тем самым:
а) укрепил христианскую теологию;
б) подготовил почву для отделения теологии от философии;
в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;
г) затормозил формирование позитивизма Нового времени;
д) дал толчок развитию мистики.

45. Средневековая философская мысль:
а) отвергала полностью античную философию;
б) продолжала традиции античных философов;
в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот¬ветствии с собственными запросами;
г) использовала мотивы античной мифологии;
д) не знала античной философии.

46. Христианско-религиозное понимание истории означает:
а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;
б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;
в) история есть прогресс науки и техники;
г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;
д) история есть развертывание классовой борьбы.

47. Наиболее важный раздел знания в средневековье:
а) философия; г) логика;
б) теология; д) математика.
в) наука;

48. Основной догмат христианства:
а) дуализм; г) пантеизм;
б) триединство; д) скептицизм.
в) деизм;

49. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:
а) Августин Блаженный; г) Альберт Великий;
б) Фома Аквинский; д) Тертуллиан.
в) Ансельм Кентерберийский;

50. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:
а) человека; г) логику;
б) Бога; д) математику.
в) природу;

51. Основой духовной жизни в концепции Августина является:
а) разум; г) вера;
б) воля; д) страсть.
в) переживание;

52. Поэма Парменида носит название:
а) «О мире»; г) «О природе»;
б) «О человеке»; д) «О богах».
в) «О знании»;

53. Представителей милетской школы называют стихийными мате¬риалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы; г) сформулировали атомистическую концепцию;
б) открыто утверждали примат материи над духом; д) отрицали возможность познания мира.
в) отрицали наличие материального;

54. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:
а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Бо¬гом;
б) человек — худшее из творений, созданных Богом;
в) человек — случайность, ничего не стоящая;
г) человек – "венец творения" и повелитель всего созданного для него Богом;
д) человек – «думающая машина».

55. Предметом спора об универсалиях было:
а) триединство Бога; г) место Бога в мире;
б) методы спасения; д) первооснова бытия.
в) реальное существование общих понятий;

56. Трактат Фомы Аквинского носит название:
а) «Сумма технологии»; г) «Сумма мнений»;
б) «Сумма теологии»; д) «Сумма истин».
в) «Сумма размышлений»;

57. Византийское монашеское, мистическое учение, оказавшее влияние на русскую философию, имеет название:
а) деизм; г) августинизм;
б) исихазм; д) протестантизм.
в) томизм;

58. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:
а) «О причине, начале и едином»; г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;
б) «О достоинстве и приращении наук»; д) «О величии души».
в) «Об ученом незнании»;

59. Философия природы Дж. Бруно— это:
а) деизм; г) дуализм;
б) креационизм; д) материализм.
в) пантеизм;

60. В основе средневековой гносеологии лежит идея:
а) творения; г) грехопадения;
б) предопределения; д) спасения.
в) откровения;

61. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины; г) конвенциональной истины;
б) относительной истины; д) двойственной истины.
в) недостижимой истины;

62. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма; г) позитивизма и прагматизма;
б) объективизма и скептицизма; д) панматематизма.
в) материализма и эмпиризма;

63. Основной рабочий метод Ф. Бэкона— это:
а) анализ; г) индукция;
б) синтез; д) диалектика.
в) дедукция;

64. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):
а) рода; в) рынка;
б) пещеры; г) театра.

65. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»; г) «знание — сила»;
б) «во всем должно сомневаться»; д) «познай самого себя».
в) «любовь движет солнца и светила»;

66. Рене Декарт был основателем:
а) корпускулярной трактовки материи; г) стихийно-материалистической трактовки материи;
б) субстанциональной трактовки материи; д) наивной трактовки материи.
в) диалектической трактовки материи;

67. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной ис¬ключает одновременное существование другой;
д) являются иллюзией психики.

68. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
а) делимость; г) изменчивость;
б) протяженность (распространенность); д) энергия.
в) вечность;

69. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ; г) спекулятивный синтез;
б) эмпирическую индукцию; д) диалектический метод.
в) рациональную дедукцию;

70. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
а) картезианством; г) деизмом;
б) сенсуализмом; д) прагматизмом.
в) реализмом;

71. Кант обосновывает нравственный за¬кон, согласно которому человек является «целью в себе», по¬скольку:
а) связь между чувственным стимулом и поведением име¬ет характер прямой необходимости;
б) человек — это существо, способное к абсолютно сво¬бодной автономной мотивации поведения;
в) человек должен согласовывать свою автономную моти¬вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
г) человек должен согласовывать свою автономную моти¬вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;
д) человек создан по образу и подобию божьему.

72. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего пове¬дения на основе твоей воли могла стать...»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим законом;
г) примером для подражания других;
д) юридическим законом.

73. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону; г) подчинен воле бога;
б) доставляет личное удовлетворение; д) связан с гуманными или дружескими чувствами.
в) подчинен абстрактному чувству долга;

74. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зре¬ния:
а) потребности;
б) творческой способности;
в) практики;
г) незаинтересованности;
д) удовольствия.

75. Спиноза применил в своей «Этике» необычный ме¬тод изложения:
а) логический; г) семантический;
б) эмпирический; д) диалектический.
в) геометрический;

76. Трансцендентное по Канту – это:
а) познанное опытным путем; г) познанное с помощью практического разума;
б) познанное эмпирически и рационально; д) абсолютно непознаваемое.
в) познанное с помощью теоретического разума;

77. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
а) внешняя причина;
б) множество конечных вещей;
в) мышление и протяжение;
г) воздействие и связь;
д) энергия и материя.

78. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:
а) Гегелем; г) Ницше;
б) Декартом; д) Бэконом.
в) Кантом;

79. Философия К. Маркса есть:
а) диалектический материализм; г) критический реализм;
б) феноменология; д) эмпиризм.
в) историософия;

80. Теория познания В. Соловьева носит название:
а) единое знание; г) всезнание;
б) рациональное знание; д) абсолютное знание.
в) цельное знание;

81. Высший критерий истины в концепции Августина:
а) опыт; г) эксперимент;
б) разум; д) нет такого критерия.
в) откровение;

82. В споре об универсалиях реалисты:
а) приписывали существование общему;
б) не допускали реального существования универсалий;
в) отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль, понятие, имя;
г) считали, что универсалии есть априорные конструкты познания;
д) считали, что универсалии есть психическая иллюзия.

83. В природе Декарт признавал существование:
а) одной субстанции — материи;
б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;
в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;
г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;
д) только фактов чувственного восприятия.

84. Исходный принцип философствования Декарта:
а) сомнение; г) озарение;
б) диалектика; д) логика.
в) интуиция;

85. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:
а) стихийный материализм; г) диалектический материализм;
б) наивный материализм; д) антропологический материализм.
в) механистический материализм;

86. Идею сверхчеловека впервые выразил в философии:
а) А. Бергсон; г) С. Кьеркегор;
б) Э. Гуссерль; д) Ф. Ницше.
в) Г. Гегель;

87. Диалектика в философской системе Гегеля:
а) спекулятивно-идеалистическая; г) негативная;
б) экзистенциальная; д) метафорическая.
в) материалистическая;

88. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос – это беско¬нечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;
д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.

89. Первооснова всего сущего есть, по Гегелю:
а) материя;
б) сознание;
в) абсолютная идея (мировой дух);
г) бог;
д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.

90. По мнению Канта, "вещь в себе" – это:
а) Бог;
б) реальное существование потенциального мира;
в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания:
г) то же, что феноменальное субъективное бытие;
д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл "миром идей".

91. По мнению Канта, категорический императив – это:
а) выведенный им закон соотношения масс планет;
б) критикуемый им христианский догмат;
в) занимаемая им гражданская позиция;
г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;
д) непреложное нравственное требование, моральный закон, сформули¬рованный Кантом.

92. В системе Гегеля мировое развитие есть:
а) развитие духа (абсолютной идеи); в) воплощение Божественного замысла;
б) процесс закономерной смены г) процесс самоорганизации материи;
общественно-экономических формаций; д) Гегель отрицал развитие.

93. С помощью закона единства и борьбы противоположностей Гегель обосновывает:
а) идею саморазвития; г) существование бога;
б) невозможность познания истины; д) отсутствие бога.
в) связь чувственного и рационального познания;

94. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:
а) докритический и критический; г) рациональный и иррациональный;
б) материалистический и диалектический; д) метафизический и диалектический.
в) логический и онтологический;

95. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:
а) пространство и время; г) ощущение и представление;
б) пространство и мышление; д) бытие и сознание.
в) бытие и время;

96. Помимо явлений Кант выделяет:
а) "мир вещей в себе"; г) "мир идей в себе";
б) "мир сознания в себе"; д) "бога в себе".
в) "мир чувств в себе";

97. Философия Гегеля — это:
а) реализм; г) эмпиризм;
б) абсолютный объективный идеализм; д) трансцендентальный идеализм.
в) материализм;

98. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных ве¬щей;
д) первичны по отношению к материи.

99. По Канту, предмет и явление в мире, данные в вос¬приятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе; г) иллюзия;
б) феномен; д) интуитивное схватывание.
в) ноумен;

100. Фейербах считал религию:
а) нелепым суеверием;
б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;
в) приписыванием Богу атрибутов человека;
г) реализация свободы;
д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

101. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а) все, что существует — разумно;
б) все, что существует — действительно;
в) все, что разумно – существует;
г) все, что разумно — действительно.

102. Гегель рассматривал историю в своей работе «Фи¬лософия истории», как:
а) становление свободного человека; г) развитие мирового духа в пространстве;
б) самоцельное становление свободы; д) нравственный прогресс.
в) развитие мирового духа во времени;

103. «Новая этика и религия человека», к которой при¬зывал Фейербах, это религия и этика:
а) права; г) любви;
б) государства; д) бога.
в) абсолюта;

104. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:
а) сознание определяет бытие; г) общественное сознание определяет бытие;
б) бытие определяет сознание; д) бытие есть сознание.
в) общественное бытие определяет сознание;

105. Философия Л. Фейербаха — это
а) материализм; г) натурализм;
б) идеализм; д) эмпиризм.
в) рационализм;

106. Фейербах главным объектом познания считал:
а) природу; г) познание;
б) бога; д) общество.
в) человека;

107. По Марксу, в основе развития общества лежит раз¬витие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействия бога и природы;
д) взаимодействия бога и человека.

108. Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм; г) эмпириокритицизм;
б) берклианство; д) экзистенциализм.
в) трансцендентализм;

109. Перу Берсона принадлежит трактат:
а) «Эволюция видов»; г) «Творческая эволюция»;
б) «Космогония»; д) «Творчество человека».
в) «О небесной иерархии»;

110. Ф. Ницше обосновал идею:
а) экономического прогресса человечества;
б) нравственного прогресса человечества;
в) вечного возвращения;
г) неизбежность победы социализма;
д) научно-технического прогресса.

111. Известное утверждение прагматизма:
а) истина — то, что доказано;
б) истина — то, что полезно;
в) истина — то, что привычно;
г) истина — то, что непостижимо;
д) истина – это откровение.

112.Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:
а) воля к жизни; г) воля к богу;
б) воля к власти; д) воля к человечности.
в) воля к богатству;

113. Идеальный человек будущего по Ницше это:
а) человек-коллективист; г) человек-машина;
б) человек-масса; д) сверхчеловек.
в) маргинальный человек;

114. Представителем «философии жизни» является:
а) Ницше; г) Гегель;
б) Кант; д) Фихте.
в) Шеллинг;

115. Одной из главных категорий «философии жизни» является:
а) разум; г) бог;
б) мышление; д) воля.
в) сознание;

116. В философии А. Бергсона жизнь понимается как:
а) изменчивый, творческий поток сознания; г) совокупность животных и растительных форм;
б) процесс рационального, логического познания; д) форма состояния белка.
в) система ощущений и чувств;

117. Основу познания по А. Бергсону составляет:
а) опыт; г) эксперимент;
б) разум; д) интуиция.
в) логика;

118. Бессознательное по З. Фрейду есть
а) божественное озарение;
б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;
в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;
г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективно бессознательное»).

119. Архетип, согласно К. Юнгу, — это
а) начальные моменты всякого научного познания;
б) образ лидера, вождя;
в) исходные составляющие человеческой психики;
г) коллективные формы и образы, исходящие из мифологического сознания и образа жизни;
д) парадигма познания.

120. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся отношениях:
а) тождества; г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи;
б) постоянного конфликта; д) «Я» постоянно контролирует «Оно».
в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;

121. Согласно учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
а) мышлением; г) рассудком;
б) бессознательным; д) опытом.
в) разумом;

122. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:
а) стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;
б) уменьшении чувства вины человека;
в) снижении тревожности индивида;
г) сублимации первичных комплексов;
д) стремлении к труду.

123. Жизнь есть абсурд, согласно:
а) Ницше; г) Фрейду;
б) Дильтею; д) Сартру.
в) Камю;

124. Основная установка экзистенциализма означает:
а) бытие определяет сознание; г) существование предшествует сущности;
б) отрицание реальности мира; д) сущность и существование тождественны.
в) сущность предшествует существованию;

125. Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является:
а) любовь; г) совесть;
б) свобода; д) разум.
в) вера;

126. Ключевой категорией Хайдеггера является:
а) бытие-к-богу; г) бытие-к-счастью;
б) бытие-к-разочарованию; д) бытие-к-смерти.
в) бытие-к-жизни;

127. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в:
а) прагматизме;
б) персонализме;
в) феноменологии;
г) структурализме;
д) экзистенциализме.

128. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, на¬правленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:
а) мышление; г) научный факт;
б) переживание; д) движение материи.
в) экзистенция;

129. Представитель фрайбургской школы неоканти¬анства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки:
а) о природе и о духе;
б) о законах и о событиях;
в) о материи и о сознании;
г) об ощущениях и об идеях;
д) о разуме и об опыте.

130. Установите принадлежность философа той или иной философской школе (направлению):
а) 2 Сартр, Камю, Хайдеггер;
б) 1 Ницше, Шопенгауэер;
в) 5 Виндельбанд, Риккерт;
г) 3 Фрейд, Юнг;
д) 4 Миль, Спенсер
1) б «философия жизни»;
2) а экзистенциализм;
3) г психоанализ;
4) д позитивизм;
5) в неокантианство
131. Русский философ, основавший философскую школу «всеединства»:
а) Бердяев; г) Сковорода;
б) Соловьев; д) Франк.
в) Ильин;

132. Центральной категорией в философии Н. Бердяева является:
а) разум; г) эмпирический опыт;
б) бессознательное; д) мир идей.
в) свобода;


Онтология. Теория развития

1. Детерминизм является учением:
а) о божественной предопределенности; г) о непознаваемости мира;
б) о всеобщей познаваемости мира; д) о сотворении мира.
в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной
обусловленности явлений;

2. Материалисты утверждают, что:
а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма¬териальное и духовное;
б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) мир создан Богом из ничего.

3. Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма¬териальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;
д) мир создан Богом из ничего.

4. Установите последовательность в развитии идеализма:
а) 5 абсолютный идеализм Гегеля;
б) 4 трансцендентальный идеализм Канта;
в) 1 объективный идеализм Платона;
г) 3 рационализм Декарта
д) 2 схоластический реализм Ансельма Кентерберийского

5. Пантеизм — это:
а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;
б) учение, утверждающее познаваемость мира;
в) учение, о духовной культуре общества и человека;
г) о сущности познания, о путях постижения истины.
д) о сущности человеческой истории.

6. Установите соотвествие понимания времени той или иной философской концепции:
а) пространство и время – это особые сущности, существующие сами по себе;
б) пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами;
в) пространство и время – это формы восприятия мира 1) реляционная;
2) субстанциональная;
3) субъективно-идеалистическая.

7. Гилозоизм — это:
а) учение о природе;
б) учение, признающее "жизнь" неотъемлемым свойством материи;
в) учение о бытии как таковом;
г) учение о мире как таковом;
д) учение о духовной культуре общества и человека.

8. Установите последовательность возникновения трактовок бытия:
а) бытие творящее и бытие сотворенное; в) бытие как Единое;
б) бытие как экзистенция; г) бытие как определенность материального мира.

9. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях
а) Дух; г) Логос;
б) Сознание; д) Опыт.
в) Материя;

10. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это
а) Движение; г) Развитие;
б) Прогресс; д) Трансформация;
в) Регресс; е) Деформация.

11. Онтология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
г) о духовной культуре общества и человека.
д) о сущности человеческой истории.

12.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые
и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания.
а) Термины; г) Законы;
б) Категории; д) Парадигмы;
в) Символы; е) Универсалии.

13. Способом существования материи является:
а) пространство; д) организация;
б) время; е) система.
г) движение;

14. Сущность любых объектов мира проявляется
а) В их внутренних качествах; в) В их обособленности;
б) В их внешних признаках; г) Во взаимодействии с другими объектами.

15. Соотнесите данные трактовки бытия с философскими школами:
а) 2 В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою;
б) 3 пустота; наличие бесконечного числа неделимых час¬тиц; все они разнообразны по величине и форме; кру¬жась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости;
в) 1 неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пре¬бывающее; только сущее; сплошное, наполненное, от¬сутствие небытия. 1) элеаты;
2) христианство;
3) атомисты.



1)-в элеаты;2)-а христианство;3)-б атомисты
16. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:
а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (на¬чала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;
б) бытие — объективная реальность, независимая от созна¬ния человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.;
в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижени¬ем абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; поня¬тие есть истина бытия;
г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 1) Гегель;
2) Маркс;
3) Беркли;
4) Платон.
1)-в Гегель;2)-б Маркс;3)-г Беркли;4)-а Платон.

17. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем
а) время; г) развитие;
б) пространство; д) взаимодействие;
в) движение; е) детерминизм.

18. Форма бытия материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах
а) время; г) развитие;
б) пространство; д) взаимодействие;
в) движение; е) детерминизм.

19. Универсальной формой существования материи является
а) неподвижность; г) определенный набор форм;
б) сознание; д) ограниченность в пространстве;
в) движение; е) сотваренность.

20. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы:
а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;
б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.

21. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это
а) явление; г) качество;
б) закон; д) детерминизм;
в) условие; е) диалектика.

22. Основные виды взаимодействия элементов на уровне живой природы
а) психологические и эмоциональные; в) энергетические и информационные;
б) гравитационные и электромагнитные; г) социальные и институциональные.

23. Неравномерность протекания присуща:
а) физическому времени;
б) математическому времени
в) биологическому времени;
г) историческому времени.

24. Установите последовательность возникновения философских категорий:
а) бытие; б) первоначало (архэ); в) экзистенция; г) субстанция.

25. Идеалисты утверждают, что:
а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;
б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма¬териальное и духовное;
в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;
г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

26. Материалисты утверждают, что материя – это
а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;
б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;
в) абсолютное Единое;
г) абстрактное понятие.

27. Установите последовательность возникновения философских категорий:
а) 1 бытие; б) 2 метафизика; в) 4 формации; г) 3 гуманизм.

28. Разместите понятия по возрастании от низшего к высшему в порядке, соотвествующем уровням развития материи, согласно философии материализма:
а) гравитационное поле; г) социальная группа;
б) мегатела; д) макротела.
в) популяция;

29. Установите последовательность в историческом развитии материализма:
а) механистический материализм;
б) стихийный материализм;
в) диалектический материализм;
г) антропологический материализм.
а)-3 механистический материализм;б)-2 стихийный материализм;
в)-5 диалектический материализм;г)-4 антропологический материализм.
30. Материализм французских просветителей-энциклопедистов был:
а) наивный; г) стихийный;
б) механистический; д) диалектический.
в) метафизический;

31. Сведение высших форм к низшим носит название:
а) эмпиризма; г) редукционизма;
б) формализма; д) агностицизма.
в) релятивизма;

32. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:
а) формализма; г) эмпиризма;
б) релятивизма; д) агностицизма.
в) механицизма;

33. Объективный идеализм признает следующие положения:
а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;
б) мир является ареной войны всех против всех;
в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;
г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;
д) мир видимых вещей — это лишь отражение действи¬тельного мира совершенных первообразов, существую¬щих вечно и неизменно.

34. Установите соответствие определения бытия тому или иному философу:

а) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существова¬нию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным;
б) Бог и только Он есть истинно существующее; неизмен¬но пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия;
в) быть — это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия — одно и то же. 1) Бл. Августину
2) Ж.-П. Сартру
3) Дж. Беркли
1)-б Бл. Августину 2)-а Ж.-П. Сартру 3)-в Дж. Беркли
35. Установите последовательность возникновения онтологических трактовок:
а) мир идей и мир теней; в) мир как объективная реальность;
б) град земной и Град Божий; г) мир как механизм.

36.Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью
а) тождества материи и сознания; в) сохранения материи;
б) перехода количественных изменений в качественные; г) отрицания отрицания.

37. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева
а) тождества материи и сознания; в) сохранения материи;
б) перехода количественных изменений в качественные; г) отрицания отрицания.

38. Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):
а) закон единства и борьбы противоположностей;
б) закон неба (Ли);
в) закон взаимного перехода качества и количества;
г) закон отрицания отрицания;
д) закон нравственного воздаяния.

39. Установите последовательность в развитии диалектики:
а)-4 диалектический материализм;
б)-1 стихийная диалектика (Гераклит);
в)-2 идеалистическая категориальная диалектика (Платон);
г)-3 абсолютный идеализм (Гегель).

40. Прогресс и регресс – это две формы
а) существование; г) иерархии;
б) развития; д) детерминизма;
в) движения; е) структурирования.

41. К законам диалектики не от¬носится закон:
а) единства и борьбы противоположностей; в) перехода количества в качество;
б) тождества материи и сознания; г) отрицания отрицания.

42. Диалектика — это:
а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;
б) учение, считающее источником и завершающей целью всех измене¬ний в природе Бога;
в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человече¬ской деятельности;
г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;
д) учение о божественном предопределении.

43. Дополните парные категории диалектики
а) единичное – общее;
б) причина –
в) возможное – действительное;
г) сущность –
д) форма – содержание.





Сознание, бессознательное

1. Сознание рассматривается как свойство высокоор¬ганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм; г) экзистенциализм;
б) субъективный идеализм; д) томизм.
в) диалектический материализм;

2. «Бессознательное» в современной философии это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) опыт, не поддающийся логическому анализу;
г) нечто, присущее только отдельному человеку;
д) общественное, социальное в личности.

3. Сознание рассматривается как свойство высокоор¬ганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
в) диалектический материализм;
г) экзистенциализм;
д) томизм.

4. Бессознательное в философии— это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
б) понятие, тождественное психическому;
в) высший уровень психики человека;
г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;
д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.

5. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:
а) сознание - функция мозга по отражению действительности; в) сознание – божественный дар;
б) сознание – свойство человеческого организма; г) сознание – душа.

6. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
а) эмпирического познания;
б) логического познания;
в) интуитивного познания;
г) самосознания;
д) подсознания.



Теория познания. Философия науки

1. Абсолютизация роли и значения чувственных дан¬ных в философии связана с направлением:
а) рационализма; г) сенсуализма;
б) реализма; д) гедонизма.
в) скептицизма;

2. Дедукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка.
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.

3. Индукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.

4. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе¬мые в определениях:
а) слово; г) термин;
б) категория; д) имя.
в) дефиниция;

5. Эмпиризм — это:
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ¬ником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание ис¬точником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию ис¬точником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи ис¬точником знания.

6. Агностицизм — это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного позна¬ния мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.

7. Выс¬шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши¬рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
а) рассудок; г) ум;
б) разум; д) интуиция.
в) чувство;

8. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире;
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях. 1) скептицизм;
2) агностицизм;
3) прагматизм;
4) солипсизм.
а)- 1 б)- 2 в)- 4 г)- 3


9. Установите последовательность возникновения следующих гносеологических установок:
а) «Я верю, чтобы знать»;
б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
в) «Я мыслю, следовательно, я существую»;
г) «Мы живем внутри языка»

10. Какое из понятий лишнее в данном перечне:
а) гносеологический оптимизм;
б) агностицизм;
в) скептицизм;
г) антропоцентризм.

11. Уровни научного познания (укажите все варианты):
а) эмпирический; г) мифологический;
б) религиозный; д) диалектический.
в) теоретический;

12. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
а) понятие; г) суждение;
б) представление; д) восприятие.
в) умозаключение;

13. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно¬сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы¬вается:
а) абстрактным; г) научным;
б) теоретическим; д) божественным.
в) обыденным;

14. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания; г) сомнение в возможности познания;
б) рассмотрение объектов познания; д) метод познания.
в) полное или частичное отрицание принципиальной воз¬можности познания;

15. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
а) методика; г) механизм;
б) развитие; д) процесс.
в) навык;

16. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
а) индукция; в) анализ;
б) дедукция; г) синтез.

17. Соотнесите термин с определением:
1. Абсолютная истина
2. Относительная истина
3. Истина как откровение а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселен¬ной.
б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе).
в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.
1-в 2- б 3-а


18. Какое определение истины соответствует исторической эпохе:

а) Античность
б) Средние века
в) Новое время
г) XX в. 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам.
2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущно¬сти (Аристотель)
3. Бог, вот что является истиной.
4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (гер-меневтики)
А)- 2 б)- 3 в)- 4 г)- 1


19. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель:
а) Эмпирический
б) Теоретический 1. Придумать новую теорию, которая была бы эф¬фективней старой.
2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.
3. Добыть новые экспериментальные факты.
4. Провести теоретическую интерпретацию экспери-ментальных фактов.
А) -2, 3. Б)- 1,4

20. Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности; г) о сущности познания, о путях постижения истины;
б) о развитии вселенной; д) о сущности человеческой истории.
в) о бытии как таковом;

21. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле:
а) гипотеза; г) парадигма;
б) теория; д) модель.
в) проблема;

22. Познание в современной философии преимуществен¬но рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действую¬щего человека;
г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз¬вития знаний.

23. Наука как специфический тип духовного производ¬ства и социальный институт возникла в эпоху:
а) античности; г) Нового времени;
б) средних веков; д) в ХХ веке.
в) Возрождения;

24. Установите степень соответствия критерия истины тому или иному направлению:
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;
б) верифицируемость;
в) практика. 1) неопозитивизм;
2) диалектический материализм;
3) конвенционализм.

25. Поскольку истина не зависит от познающего субъ¬екта, она:
а) абстрактна; г) абсолютна;
б) объективна; д) божественна.
в) субъективна;

26. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
а) чувственное отражение; г) объяснение;
б) познавательный контакт с объектом познания; д) ноумен.
в) представление;

27. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):
а) агностицизм; г) гносеологический оптимизм;
б) эмпириокритицизм; д) гедонизм.
в) скептицизм;

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
г) успешной заменой теоретических исследований и науч¬ного творчества.

28. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
а) представление; в) идея;
б) восприятие; г) ощущение.



Поделиться:
Просмотров: 20 718  |  Комментариев: (0)  |  | Обсудить на форуме Обсудить на форуме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.