Top.Mail.Ru
Войти с помощью:


Основы налогового законодательства
20-03-2011, 14:34 | Автор: Igrik | Категория: Экономика / Лекции по экономике
    Не нравится +5 Нравится



Основы налогового законодательства
Скачать: nalogi.rar [35,05 Kb] (cкачиваний: 171)
nalogi.docx [37,31 Kb] (cкачиваний: 33)
 
Просмотр (открыть спойлер) 

Основы налогового законодательства



Общие положения о налоговом законодательстве

1. Место налогового законодательства в системе российского права

2. Источники налогового законодательства

3. Юридическая характеристика налогов и сборов

4. Система налогов и сборов в РФ

5. Принципы налогового законодательства



1. Элементами системы права являются: нормы права, институты права и отрасли права. Под нормой права понимается исходящее от государства общеобязательное право поведения властного характера. Под институтом права понимается сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Под отраслью права понимается совокупность относительно обособленных автономных правовых норм и институтов, регулирующих определенную область общественных отношений. Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования, то есть совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Предметом налогового права являются следующие общественные отношения:

· Отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

· Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

· Отношения, возникающие в процессе при обжаловании актов налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц;

· Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения.



2. Под источниками права понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы права. В зависимости от юридической силы, все источники права, действующие на территории РФ подразделяются на:

· Конституция РФ;

· Федеральные и конституционные законы;

· Федеральные законы;

· Подзаконные акты (указы президента РФ, постановления правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти).

Конституция РФ является нормативным актом высшей юридической силы. В ней закреплены основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство РФ и др. Применительно к налоговым отношениям, среди конституционных норм выделяется статья 57 конституции, согласно которой, каждый обязан платить законно установленные налоги. Помимо этого, в статьях 71 и 72 конституции определено, что установление федеральных налогов и сборов находится в ведении РФ, а установление региональных и местных налогов – в совместной сфере действия РФ и субъектов РФ.

Основным нормативным актом, регулирующим налоговые отношения, является налоговый кодекс РФ (НК РФ), состоящий из 2х частей: в первой части даются определения налогов, определяется их система, предусматриваются формы налогового контроля и меры налоговой ответственности, а также другие общие положения, а во второй части дается характеристика отдельных видов налогов, уплачиваемых на территории РФ. Помимо НК РФ, для регулирования налоговых отношений могут приниматься и иные федеральные законы, но только в случаях, прямо предусмотренных НК РФ. Подзаконные акты также принимаются только в случаях, предусмотренных в НК РФ. Например, МинФин РФ в праве принимать нормативные акты, утверждающие формы налоговых деклараций и порядок их заполнения.

Помимо федерального законодательства, отношения по установлению региональных и местных налогов могут регулироваться законодательством субъектов РФ и муниципальным законодательством, и прежде всего, законы субъектов РФ (например, законы, принимаемы Областным советом народных депутатов) и решения представительных органов местного самоуправления (например, решения Орловского городского совета народных депутатов). Помимо указанных источников, особое значение в ходе регулирования налоговых отношений приобретает судебная практика, то есть правовые позиции, высказываемые высшими судебными инстанциями по наиболее актуальным, спорным вопросам налогообложения. В настоящее время, правовые позиции по налогообложению вырабатываются, прежде всего, Конституционным судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ и Верховным судом РФ.

Особое место в системе источников налогового законодательства занимают международные нормативные акты, среди которых важная роль принадлежит международным договорам об избежание двойного налогообложения.

3. Согласно статье 8 НК РФ налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Исходя из этого, признаками налога являются:

· Обязательный характер

· Индивидуальный характер налога

· Безвозмездный характер

· Денежный характер налога

· Целевой характер налога

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. Исходя из этого, основным отличием сбора от налога является его возмездный характер. Примерами сборов являются: государственные пошлины, сборы за пользование объектами животного мира, за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Функциями налогов является:

· Фискальная – предполагает, что за счет налоговых поступлений формируется бюджетный фонд государства;

· Регулирующая функция – предполагает, что посредствам налогов государством ограничивается или стимулируется определенная деятельность налогоплательщика.

4. Согласно статье 12 НК РФ в РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории государства. Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Местные налоги устанавливаются НК РФ и решениями органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. При этом законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления могут устанавливаться лишь конкретные налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты региональных и местных налогов соответственно. Остальные характеристики региональных и местных налогов устанавливаются НК РФ.

К федеральным налогам относятся: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог.

Кроме того, налоговым кодексом установлено, что к федеральным налогам относятся: единый налог, уплачиваемый в рамках специального режима налогообложения. В настоящее время выделяются следующие специальные режимы налогообложения: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, специальный режим при выполнении соглашений о разделе продукции.

При переходе налогоплательщика на специальный режим налогообложения он уплачивает единый налог, которым заменяется уплата НДС, налога на имущество, налог на прибыль организаций (НДФЛ).

5. Под принципами права понимаются основные исходные начала, определяющие содержание норм права. К принципам налогового законодательства относят:

· Юридическое равенство налогоплательщиков, согласно которому не допускается установление различных условий налогообложения в зависимости от половой, расовой принадлежности налогоплательщика, его местонахождения и т.п.

· Принцип всеобщности, согласно которому налоги должны уплачивать все налогоплательщики без исключения

· Экономическое обоснование налога, согласно которому при налогообложении должна учитываться фактическая способность к уплате налога, оцениваемая на основе экономических возможностей различных налогоплательщиков

· Принцип определенности налогового законодательства, согласно которому акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.



Элементы налогообложения



1. Понятия и виды элементов налогообложения

2. Объект налогообложения и налоговая база

3. Налоговый период и налоговая ставка

4. Сроки уплаты налога, порядок исчисления и уплаты налога

5. Налоговые льготы



1. Согласно статье 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым относятся:

· Объект налогообложения;

· Налоговая база;

· Налоговый период;

· Налоговая ставка;

· Порядок исчисления налога;

· Порядок и сроки уплаты налога.

Помимо этого, к элементам налогообложения, НК РФ относит налоговые льготы, однако этот элемент не обязателен при установлении налогов.

2. Исходя из смысла статьи 38 НК РФ, под объектом налогообложения понимается действие, событие или состояние, которые обусловливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В качестве примеров объектов налогообложения, НК РФ указывает реализацию товаров (по НДС), имущество (налог на имущество), доход (по НДФЛ), прибыль (по налогу на прибыль организаций) и другие.

Под реализацией товаров (работ или услуг) понимается передача права собственности на товар (результаты работ или услуг) на возмездной или безвозмездной основе.

По статье 41 НК РФ, под доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

В соответствии со статьей 247 НК РФ, под прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Согласно статье 53 НК РФ, под налоговой базой понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Иными словами, налоговая база представляет собой количественную характеристику объекта налогообложения по заранее известному критерию, следовательно, основная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть измерить его. Чаще всего в качестве налоговой базы НК РФ использует стоимостное выражение объекта налогообложения, однако, применительно к отдельным видам налогов, используются иные виды налоговых баз, например: мощность двигателя ТС по транспортному налогу, количество игорных столов по налогу на игорный бизнес.

3. Согласно статье 55 НК РФ, налоговым периодом признается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период устанавливается по отношению к каждому налогу и может исчисляться в годах, кварталах и месяцах.

По статье 53 НК РФ, налоговой ставкой признается величина налоговых начислений на единицу измерений налоговой базы, иначе, это размер налогового платежа на единицу налогообложения. В настоящее время выделяют следующие виды налоговых ставок:

· Адвалорные – выражаются в процентах к налоговой базе;

· Твердые – устанавливают фиксированный размер налогового платежа;

· Комбинированные – сочетают в себе элементы вышеприведенных (ЕСН).

Кроме того, налоговые ставки принято подразделять на:

· Пропорциональные – при увеличении налоговой базы налоговая ставка остается постоянной;

· Прогрессивные – при увеличении налоговой базы увеличивается налоговая ставка;

· Регрессивные – при увеличении налоговой базы уменьшается налоговая ставка.

4. По общему правилу, налоговым законодательством предусматривается обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить сумму налога, подав в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию. В качестве исключения, налоговое законодательство может предусматривать случаи, когда обязанность по исчислению налога возлагается не на налогоплательщика, а на иные лица. В настоящее время к таким лицам относятся налоговые агенты и налоговые органы. Например, налоговые органы исчисляют налог за налогоплательщика – физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, при этом, в силу статьи 52 НК РФ, налоговый орган, для исполнения указанной обязанности должен выслать налогоплательщику налоговое уведомление по соответствующему налогу не позднее 30 дней до наступления срока платежа по этому налогу. Сроком налога признается срок, в течение которого налогоплательщик должен уплатить исчисленную сумму налога. При нарушении налогоплательщиком установленного срока уплаты налога, он уплачивает соответствующую сумму пени. НК РФ допускает возможность изменения срока уплаты налога, эти отношения регулируются главой 9 НК РФ. Формами изменения срока уплаты налога являются: отсрочка, рассрочка и инвестиционный налоговый кредит. Изменить срок уплаты налога налогоплательщик в праве лишь на основании разрешения уполномоченных органов, например: ФНС РФ (по федеральным налогам и сборам), налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика (по региональным и местным налогам), МинФин РФ (если размер задолженности превышает 10 млрд. руб.) и правительство РФ (если срок уплаты налога передвигается от 1 до 3 лет). Основания для получения отсрочки или рассрочки уплаты налога закреплены в статье 64 НК РФ: причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; угроза возникновения признаков банкротства налогоплательщика или их тяжелое имущественное положение; задержка налогоплательщику бюджетного финансирования; сезонный характер деятельности налогоплательщика. Основания получения инвестиционного налогового кредита закреплены в статье 67 НК РФ, к ним относятся: проведение налогоплательщиком научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо техническое перевооружение им собственного производства; осуществление налогоплательщиком внедренческой или инновационной деятельности; выполнение налогоплательщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление им особо важных услуг населению; выполнение организацией государственного оборонного заказа.

НК РФ помимо этого предусмотрены основания, при наличии которых срок уплаты налога не может быть изменен ни в каких случаях, например: наличие возбужденного уголовного дела в отношении налогоплательщика по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства; производство в отношении налогоплательщика дела о налоговом правонарушении или дела об административном правонарушении в области налогов и сборов; наличие достаточных оснований полагать, что налогоплательщик воспользуется сроком для уплаты налога для сокрытия собственных средств или иного имущества, либо если налогоплательщик собирается выехать за пределы РФ на постоянное место жительства.

По статье 58 НК РФ, уплата налога по общему правилу производится разовым платежом. По общему правилу, налог подлежит уплате в безналичном порядке, то есть через банковское учреждение. Исключения из этого правила касаются лишь случаев, когда по месту нахождения налогоплательщика отсутствуют банковские учреждения, в этом случае налог уплачивается в наличной форме через почту или через кассу местной администрации. Обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк соответствующего документа на перечисление в бюджетную систему суммы налога.

5. Исходя из статьи 56 НК РФ, под льготами понимается предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками. Целями налоговых льгот являются: социальное выравнивание материального положения различных групп налогоплательщиков, материальное вознаграждение за особые заслуги перед государством, стимулирование соответствующих отраслей производств, поддержание отечественного производителя.

Налоговые льготы могут устанавливаться в различных формах, к которым относятся: освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога, освобождение отдельных объектов от налогообложения, понижение налоговой ставки, применение налоговых вычетов.

Налоговые льготы не могут носить индивидуального характера.




04.03.10

Правовой статус участников налоговых правоотношений.

1. Понятие и виды участников правоотношений

2. Правовой статус налогоплательщиков

3. Правовой статус налоговых агентов

4. Правовой статус налоговых органов

5. Правовой статус субъектов, способствующих осуществлению налогового контроля.





1. Перечень участников налоговых правоотношений определен в статье 9 НК РФ, к ним отнесены: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы, таможенные органы. Помимо этого, анализ действующего налогового законодательства позволяет выделить дополнительную группу субъектов, участвующих в налоговых правоотношениях, к которым, например, относятся банки, представители налогоплательщиков, регистрирующие органы, нотариусы, эксперты, понятые, свидетели и другие. С учетом этого, в литературе предлагается следующая классификация участников налоговых правоотношений:

· налогоплательщики (плательщики сборов) и их представители;

· налоговые агенты;

· налоговые и таможенные органы;

· субъекты, оказывающие содействие налоговым органам в осуществлении налогового контроля.

2. Согласно статье 19 НК РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Всех налогоплательщиков можно подразделить на 2 группы: физические лица и юридические лица.

Согласно НК РФ, к физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, при этом, налоговая обязанность физических лиц возникает с момента рождения. Помимо этого, НК РФ делит всех физических лиц на 3 группы:

· физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью (индивидуальные предприниматели);

· нотариусы или адвокаты;

· иные физические лица.

Согласно статье 11 НК РФ, организации делятся на 2 группы: российские и иностранные. Российскими организациями признаются юридические лица, созданные на территории РФ.

К иностранным организациям относятся:

· иностранные юридические лица, компании и иные корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства;

· международные организации;

· филиалы и представительства указанных юридических лиц и международных организаций.

Кроме понятия организации, НК РФ использует понятие обособленного подразделения организации (филиала). К нему относится любое, территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Обособленные подразделения организации самостоятельными налогоплательщиками не признаются, но в отношении них могут осуществляться самостоятельные мероприятия налогового контроля.

Основные права налогоплательщика закреплены в статье 21 НК РФ, к ним, например, относятся:

· получать от налоговых органов бесплатную информацию о налоговом законодательстве;

· получать от финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;

· использовать налоговые льготы;

· присутствовать при проведении налоговой проверки;

· не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов;

· обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц.

Обязанности налогоплательщика закреплены в статье 23 НК РФ, к ним, например, относятся:

· уплачивать налоги;

· предоставлять в налоговые органы налоговую отчетность;

· предоставлять в налоговые органы, истребованные им.

НК РФ предоставляет возможность реализации прав и обязанностей налогоплательщика через своих представителей. Все представители налогоплательщика делятся на 2 группы: законные и уполномоченные.

Законные представители действуют на основании закона или учредительных документов организации. К законным представителям налогоплательщиков – физических лиц относятся: родители, усыновители, опекуны и попечители. Законными представителями налогоплательщиков – организаций являются их руководители, а также иные лица, указанные в учредительных документах таких организаций.

Уполномоченные представители действуют в налоговых отношениях на основании доверенности. Доверенность – это гражданско-правовой документ, содержащий сведения о доверителе, представителе, правах и обязанностях представителя и дату выдачи. Доверенность юридического лица и индивидуального предпринимателя удостоверяется печатью и подписью руководителя юридического лица или предпринимателя. Доверенность физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, должна быть заверена нотариально. В качестве исключения допускается возможность заверения такой доверенности начальником воинской части, начальником военно-лечебного учреждения, а также начальником места отбывания наказания в виде лишения свободы.

3. Согласно статье 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. К основным обязанностям налоговых агентов относятся:

· сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика;

· вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщику доходах и исчисленных налогов;

· обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов;

· представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты участвуют в налоговых отношениях в следующих случаях:

· при наличии трудовых отношений между налогоплательщиком и налоговым агентом;

· в отношениях с иностранным участием, когда заключается сделка между российской организацией и иностранной;

· когда учредителем юридического лица выплачиваются проценты от прибыли;

· наличие отношений по аренде государственного или муниципального имущества.

При этом согласие налогоплательщика на выполнение налоговым агентом своих функций не требуется. Налоговый агент осуществляется свои функции только при денежных расчетах, если расчеты произведены в натуральной форме, то исчисление и уплата налога является обязанностью налогоплательщика. При неисполнении налоговым агентом своих обязанностей он привлекается к налоговой ответственности, однако сумма налога в этом случае взыскивается с налогоплательщика.

4. Согласно статье 30 НК РФ, налоговые органы составляют единую централизованную систему, возглавляет данную систему Федеральная Налоговая Служба России, находящаяся в ведении МинФина РФ. На уровне субъектов РФ действуют управления ФНС по субъектам РФ, а также районные и межрайонные налоговые инспекции. Помимо этого, на федеральном уровне могут создаваться межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Каждая из указанных инспекций обслуживает крупнейших налогоплательщиков в соответствующей сфере деятельности. Правовые основы деятельности налоговых органов закреплены в НК РФ, федеральном законе от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах», положением «О федеральной налоговой службе», утвержденное постановлением правительством РФ от 30.09.2004 № 506. Основные права налоговых органов сформулированы в статье 31 НК РФ, к ним относятся:

· требовать от налогоплательщиков документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;

· проводить налоговые проверки;

· вызывать налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений в связи с исчислением и уплатой налогов;

· осуществлять принудительное взыскание налогов в случае их добровольной неуплаты налогоплательщиком.

Основные обязанности налоговых органов закреплены в статье 32 НК РФ, к ним относятся:

· соблюдать налоговое законодательство;

· вести учет налогоплательщиков;

· руководствоваться письменными разъяснениями МинФина;

· соблюдать налоговую тайну;

· иные обязанности.

Кроме этого, НК РФ особо выделяет обязанности должностных лиц налоговых органов. Согласно статье 33 НК РФ, к таким обязанностям относятся:

· действовать в строгом соответствии с законом;

· корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинства.

5. В данную группу участников входят субъекты, имеющие вспомогательное значение в налоговых правоотношениях и предназначенные для получения налоговыми органами дополнительных сведений о налогоплательщике. К числу таких субъектов относятся, например, банки, то есть кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций и сделок. На банки в налоговых отношения возлагаются следующие обязанности:

· перечислять со счета налогоплательщика в соответствующий бюджет сумму налога;

· сообщать в налоговые органы сведения, об открытии или закрытии счета налогоплательщика;

· выдавать налоговым органам справки об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика, а также выписки по операциям на счете;

· выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке;

· приостанавливать расходные операции по счетам налогоплательщика в случае получения соответствующего решения налогового органа.

Неисполнение банком указанных обязанностей влечет привлечение его к налоговой ответственности.

25.03.2010

Правовые основы налогового контроля

1. Понятие и формы налогового контроля

2. Правовые основы учета налогоплательщиков

3. Камеральные налоговые проверки

4. Выездные налоговые проверки

5. Оформление результатов налогового контроля



1. Согласно статье 82 НК РФ, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов налогового законодательства. К принципам налогового контроля относятся:

· законность;

· превентивность;

· всеобщность;

· регулярность;

· объективность;

· приоритет прав и свобод налогоплательщиков;

·

2.

3. В силу статьи 87 НК РФ, налоговые проверки бывают 2 видов: камеральные и выездные. Согласно статье 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Срок проведения камеральной налоговой проверки – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика: пояснения по факту выявленных ошибок, а также несоответствие сведений, приведенных в декларации, документы, подтверждающие применение налоговых льгот, документы, подтверждающие налоговые вычеты по НДС, если налогоплательщиком представлена декларация с возмещением суммы налога из бюджета.

При выявлении в ходе камеральной налоговой проверки нарушений, налоговый орган составляет акт камеральной налоговой проверки.

4. Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или заместителя. Если у налогоплательщика отсутствует возможность для проведения выездной проверки, она может быть проведена по месту самого органа.

В ходе выездной налоговой проверки может быть проверен один или несколько налоговых периодов по одному или нескольким налогам, при этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен лишь период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Кроме того НК РФ предусматривает ограничение по количеству выездных проверок: налоговые органы не в праве проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, при этом налоговые органы не в праве проводить 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключения из этого правила предусмотрены в следующих случаях: когда вышестоящий налоговый орган проводит повторную проверку налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа и в случае, если налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога заявлена в размере меньшем, чем было указано ранее.

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца с момента вынесения решения о проведении проверки, в исключительных случаях этот срок может быть увеличен до 4-6 месяцев, в то же время НК РФ допускает возможность приостановления выездной налоговой проверки, что возможно в случаях, когда: истребования документов о налогоплательщике у контрагентов по сделке и у государственных органов; проведение экспертиз; перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Общий срок приостановления проверки не может превышать 6 месяцев.

К основным обязанностям налогоплательщика в ходе выездной налоговой проверки относятся:

· обеспечение доступа сотрудников налоговых органов к помещениям налогоплательщика;

· представление налоговому органу истребуемых им документов.

В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган в праве:

· проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

· производить осмотр производственных, складских, торговых и иных территорий налогоплательщика, по производству осмотра составляется протокол и обеспечивается присутствие не менее 2 понятых;

· в ходе осмотра может быть проведена видео- и фотосъемка;

· истребовать документы о налогоплательщике у контрагентов и иных лиц, в этом случае налоговый орган направляет поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту нахождения таких лиц, который, в свою очередь, направляет указанным лицам требования о предоставлении документов;

· выемка документов и предметов, которая производится в случае, если у налогового органа имеются достаточные основания полагать, что какие либо документы или предметы находятся у налогоплательщика, но он их скрывает – в этом случае налоговый орган выносит постановление о производстве выемки, предъявляет его налогоплательщику и предлагает добровольно выдать искомые документы или предметы, в случае отказа должностные лица налоговых органов в праве самостоятельно вскрыть помещение, избегая при этом причинения не вызываемых необходимостью повреждений; изъятые в ходе выемки документы и предметы описываются в протоколе выемки, при производстве выемки обязательно присутствие понятых, выемка в ночное время не допускается;

· проведение экспертиз – экспертиза проводится в случае необходимости разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, техники или ремесла; для проведения экспертизы эксперту или экспертному учреждению направляются соответствующие материалы с перечнем вопросов, по результатам экспертизы эксперт готовит заключение, в котором отвечает на указанные вопросы.

По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган составляет справку, и в течение 2 месяцев со дня составления справки оформляется акт выездной налоговой проверки. В справке налоговый орган указывает предмет проверки, а также ее сроки.

5. В акте налоговой проверки указываются сведения о налогоплательщике, о предмете проверки, о сроках ее проведения, о выполненных в ходе нее мероприятиях, о выявленных фактах нарушения, а также выводы и предложения проверяющих по устранению нарушений. Акт налоговой проверки подписывается проверяющими и в течение 5 дней должен быть вручен налогоплательщику. Налогоплательщик, получив этот акт, в праве в течение 15 дней составить на него письменные возражения и направить их в налоговый орган. При этом к возражениям налогоплательщик вправе приложить документы, обосновывающие его позицию. Указанные возражения и иные материалы налоговой проверки подлежать рассмотрению руководителем налогового органа или его заместителем. О дате и месте рассмотрения материалов проверки в обязательном порядке должен быть уведомлен налогоплательщик. В ходе рассмотрения материалов проверки, устанавливаются следующие обстоятельства:

· совершал ли налогоплательщик нарушения налогового законодательства;

· образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения;

· имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности;

· имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.

По результатам исследования материалов дела, руководитель налогового органа или его заместитель может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Это решение выносится в случае необходимости получения дополнительных доказательств подтверждения фактов налогового нарушения. Срок проведения таких дополнительных мероприятий не должен превышать 1 месяца. По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля рассмотрение материалов налоговой проверки начинается заново. По окончании рассмотрения материалов налоговой проверки, руководитель налогового органа или его заместитель выносят одно из следующих решений: решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Указанные решения вступают в законную силу по истечении 10 дней с даты их принятия, в случае несогласия налогоплательщика с указанными решениями они могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде. На не вступившее в законную силу решение налогоплательщик подает апелляционную жалобу, а на вступившее – просто жалобу. В случае подачи апелляционной жалобы, решение налогового органа вступает в силу лишь с даты вынесения налоговым органом решения по этой жалобе. Срок рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика составляет 1 месяц, по истечении которого вышестоящий налоговый орган в праве вынести одно из следующих решений: решение об отказе в удовлетворении жалобы и об оставлении обжалуемого решения без изменений, об удовлетворении жалобы и об изменении обжалуемого решения или решение об удовлетворении жалобы и отмене решения. В случае несогласия налогоплательщика с позицией вышестоящего налогового органа он вправе обжаловать первоначальное решение в суде. Такое обжалование возможно путем направления в суд соответствующего заявления в течение 3 месяцев с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о рассмотрении его жалобы вышестоящим налоговым органом. Правила судебного разбирательства по данной категории дел закреплены в ГПК РФ и в АПК РФ.

08.04.10

Ответственность за нарушение налогового законодательства.

1. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение налогового законодательства

2. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

3. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

4. Налоговая ответственность за нарушение налогового законодательства



1. В теории права под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпевать негативные последствия, предусмотренные нормами права и применяемые компетентными органами, за совершение им противоправного деяния. По своему содержанию, все меры юридической ответственности подразделяются на 2 группы: восстановительные меры (направленные на восстановление положения, существовавшего до совершения правонарушения и, как следствие, напрямую связанные с причиненным ущербом) и карательные меры (предполагающие возложение на правонарушителя мер, условно связанных с причиненным ущербом). По отраслевому признаку выделяют: граждаско-правовую, уголовную, административную, конституционно-правовую, дисциплинарную и иные виды ответственности. За нарушение налогового законодательства применяются уголовная, административная и налоговая виды ответственности.

2. Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным кодексом, т.е. преступления. Под преступлением понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом под угрозой наказания.

За нарушение налогового законодательства предусмотрены следующие составы преступлений:

· уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица (статья 198 УК РФ, данное преступление совершается путем непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов, либо путем включения в налоговую декларацию или иные обязательные документы заведомо ложных требований; такое деяние признается преступлением, если оно совершено в крупном размере, т.е. размер неуплаченных налогов или сборов в сумме более 1 млн. 800 тыс. рублей; санкцией за совершение данного преступления признается штраф от 100 тыс. до 300 тыс.рублей, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до 1 года; субъектом данного преступления является физическое лицо, в том числе ИП, достигший 16-летнего возраста, субъектом данного преступления может быть также физическое лицо, являющееся представителем налогоплательщика, а также физические лица, фактически осуществляющие свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо);

· уклонение от уплаты налогов или сборов с организации (статья 199 УК РФ, данное преступление совершается тем же способом, что и уклонение от уплаты налогов с физического лица, однако крупный размер определен иначе – им признается сумма неуплаченных налогов или сборов, превышающая 6 млн. рублей; санкцией за совершение данного преступления признается штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; отягчающими обстоятельствами при совершении данного преступления является совершение его группой лиц по предварительному сговору, либо в особо крупных размерах (от 30 млн. рублей); субъектом данного преступления может быть руководитель организации или главный бухгалтер, в обязанности которых входит составление и представление в налоговый орган документов налоговой отчетности; для квалификации уклонения от уплаты налогов в качестве преступления следственным органам необходимо доказать прямой умысел виновных лиц на совершение данного преступления, лицо, впервые совершившее указанные преступления, освобождается от уголовной ответственности, если оно уплатило задолженность до вынесения приговора суда);

· неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ, данное преступление совершается путем неисполнения налоговым агентом в личных целях обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов в крупном размере (от 6 млн. рублей));

· сокрытие денежных средств или имущества налогоплательщика, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов.

3. Административная ответственность наступает за совершение деяния, попадающего под признаки административного правонарушения. Составы административных правонарушений могут предусматриваться КоАП РФ, а также законами субъектов РФ «Об административных правонарушениях». За нарушение налогового законодательства предусматриваются следующие составы административных правонарушений:

· нарушение сроков постановки на налоговый учет (статья 15.3 КоАП);

· нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (статья 15.4 КоАП);

· нарушение сроков представления налоговой декларации (статья 15.5 КоАП);

· непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 15.6 КоАП);

· нарушение порядка открытия счета налогоплательщика (статья 15.7 КоАП);

· нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (статья 15.8 КоАП);

· неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (статья 15.9 КоАП).



4. Налоговая ответственность наступает при несоблюдении налоговых норм. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за совершение которого налагается налоговая ответственность. К принципам налоговой ответственности относится:

· законность;

· однократность;

· презумпция невиновности;

· принцип справедливости;

· актуальность.

Налоговая ответственность выражается исключительно штрафом. Конкретные составы налоговых правонарушений описаны в главах 16 и 18 НК РФ.





1.

2. Направление налоговым органом уведомления об уплате налога.

Согласно статье 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в установленный срок. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику лишь при наличии у него недоимки. Основаниями для направления налогоплательщику требования об уплате налога являются:

· окончание налоговой проверки – уведомление должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с момента вынесения решения, вынесенного по результатам проверки;

· в иных случаях установления недоимки – в этом случае требование направляется в течение 3 месяцев со дня составления налоговым органом акта о выявленной недоимке.

В требовании об уплате налога должны содержаться следующие сведения: сумма задолженности, налог по которому была выявлена задолженность, основания выявления недоимки, а также меры по взысканию недоимки в случае неисполнения налогоплательщикам этого требования.

Требования об уплате налога подписываются руководителем налогового органа или его заместителем и направляются налогоплательщику. По общему правилу налогоплательщику предоставляется возможность добровольно уплатить указанную в требовании задолженность в течение 10 дней с даты получения такого требования.

3. В случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, налоговый орган вправе начать осуществлять принудительные меры по взысканию с налогоплательщика суммы задолженности. Такое принудительное взыскание может быть осуществлено в 2 порядках: судебном и внесудебном (бесспорном). В судебном порядке осуществляется взыскание налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся ИП, а также с бюджетных организаций. Согласно статье 48 НК РФ, в случае применения судебного порядка взыскания налога, налоговый орган в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с налогоплательщика суммы неуплаченных налогов. По поступившему исковому заявлению суд проводит предварительное слушание и судебные заседания, на которых выясняет позицию каждой из спорящих сторон и на основании имеющихся в деле доказательств выносит решение либо об удовлетворении исковых требований и взыскании с налогоплательщика задолженности, либо об отказе в удовлетворении исковых требований. О дате и месте каждого судебного заседания суд в обязательном порядке должен уведомлять. Правила проведения судебного разбирательства регламентированы в ГПК РФ и в АПК РФ. На основании вынесенного судом решения о взыскании налога, суд выдает налоговому органу исполнительный лист, затем налоговый орган направляет этот документ в службу судебных приставов для возбуждения в отношении налогоплательщика исполнительного производства. Получив от налогового органа исполнительный лист, судебный пристав-исполнитель выносит постановлении о возбуждении исполнительного производства и осуществляет исполнительские действия по взысканию с налогоплательщика суммы налога. При этом такое взыскание должно быть произведено в следующей последовательности:

· за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке;

· за счет наличных денежных средств налогоплательщика;

· за счет иного имущества.

Порядок проведения исполнительских действий регламентирован в настоящее время федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Внесудебный порядок взыскания налогов распространяется на юридических лиц и ИП. При его реализации налоговый орган в течение 2 месяцев со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога может вынести решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке. В случае пропуска указанного срока налоговым органом, он имеет возможность в течение 6 месяцев со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога обратиться в суд. Указанное решение налогового органа направляется в банк, который должен его исполнить в течение 1 операционного дня, при этом банк списывает денежные средства со счета налогоплательщика без получения его согласия. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счете решение налогового органа исполняется по мере поступления денежных средств на счет. Кроме того, в случае недостаточности денежных средств на счете, налоговый орган вправе вынести решение о взыскании налогов за счет иного имущества налогоплательщиков. Такое решение может быть принято налоговым органом не позднее 1 года со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика направляется в службу судебных приставов для исполнения. При получении судебным приставом исполнительного листа суда или решения налогового органа взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика, возбуждает в отношении налогоплательщика исполнительное производство, о чем выносит соответствующее постановление.

4. Согласно статье 77 НК РФ, арестом имущества признается действия налогового органа по ограничения права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком обязанностей уплатить налоги. Условиями для свершения этого действия являются:

· оно может быть произведено не ранее вынесения налоговым органом решения о взыскании налога;

· оно производится при наличии у налоговых органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры чтобы скрыться или скрыть свое имущество;

· наличие санкции прокурора.

Арест имущества налогоплательщика может быть полным или частичным. Полным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. При частичном аресте владение, пользование и распоряжение имуществом налогоплательщика осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа. Альтернативой ареста имущества налогоплательщика согласно статье 101 НК РФ, является запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Условиями для такого запрета являются:

· может быть применен не ранее вынесения налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности;

· наличие у налоговых органов достаточных оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры чтобы скрыться или скрыть свое имущество, что затруднит исполнение налогоплательщиком исполнение своих обязанностей по уплате налога.

5. Согласно статье 76 НК РФ, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банком расходных операций по данному счету. О приостановлении операций налоговый орган принимает соответствующе решение и направляет его в банк, при этом такое решение может быть принято налоговым органом после принятия им решения о взыскании налога и лишь в случаях, когда на счете налогоплательщика отсутствуют денежные средства или их недостает для погашения задолженности. Приостановление осуществляется лишь в отношении операций, очередность удовлетворения которых находится после исполнения обязанностей по уплате налога. Решение о приостановлении операций направляется налоговым органом в банк и подлежит немедленному исполнению. Приостановление операций прекращается, когда налогоплательщик погасил свою налоговую задолженность, либо в случае отзыва налоговым органом решения о приостановлении операций.




29.04.2010

Особенности исчисления и уплаты федеральных налогов

1. Правовая характеристика НДС и акцизов

2. Правовая характеристика НДФЛ

3. Правовая характеристика налога на прибыль организаций



1. Налогоплательщиками по НДС являются организации и ИП, при этом согласно статье 145 НК РФ, указанные лица могут быть освобождены от обязанности уплачивать НДС, если за 3 предшествующих последовательных месяца сумма их выручки от реализации товаров, работ или услуг не превысила 2 млн. руб. Объектом налогообложения по НДС является реализация товаров, работ или услуг. Налоговой базой по НДС является стоимость реализованных товаров, работ или услуг, при этом налоговая база считается определенной при наступлении наиболее ранний из следующих дат: день отгрузки товаров/работ/услуг или день их оплаты.


Поделиться:
Просмотров: 9 688  |  Комментариев: (0)  |  | Обсудить на форуме Обсудить на форуме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.