Войти с помощью:


Вопросы по философии с ответами для вузов - онлайн
    Не нравится 0 Нравится



Ответы на вопросы по философии.


Преподаватель: Комарова З .И.
Институт: ОГУ.
Оформлены в виде шпоры.

Содержание:
1.Понятие мировоз-я. Фил-я как теоретич.форма мировоз-я.
2.Фил-я и наука,Проблема научности фил.знания.
3.Предмет фил-и. Роль и ф-и фил-и в системе дух. культуры общ-ва.
4. Онтология-фил учение о бытии. Онтология в европ. фил традиции.
5. Единство мира как философская проблема. Принципы единства мира в европейской философии.
6. Философское понятие материи и его методологическое значение. Современ наука о сложной системной орг-ии матер-ого мира.
7. Движение, пространство и время как способ существования материи.
8. Проблема сознания в философии и науке. Современная наука о структуре психики человека.
9. Проблема познаваемости мира в философской научной мысли. Агностицизм.
10. Проблемы истины в философии.
11. Чувствительное и рациональное в познании. Осн. формы чувств. и рац. в познании.
12. Диалектика как теория и методология познания. Зaконы и категории.
13. Наука как соц. институт и форма общест сознания. Формы познания
14. Понятие науч. метода.
15. Философия истории. Общество как предмет философского анализа.
16. Принцип историзма. Проблемы методологии анализа исторического процесса.
17. Материалистическое понимание истории и тоерия общественно-экономических формаций.
18. Личность и общество.Исторические типы взаимоотношений личности и общества.
19. Гуманизм в современном мире. Этика ненасилия и проблема формирования цивилизации нового типа.
20. Человек как проблема ф-фии и конкретных наук.Комплексный подход к изучению чел-ка
21. Проблема смысла человеческого бытия. Свобода и ответственность личности - основные традиции подхода в истории европейской и мировой философской мысли.
22. Проблема происхождения ф-фии. Ф-кие представления Древнего мира (Индия, Китай, Ближний Восток, Греция-общая хар-ка).
23. Диалектика и естественно-научная ориентация в философии милетской школы и Гераклита.
24. Учение о Логосе и всеобщей изменчивости сущего у Гераклита.
25. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура.
26. Философия пифагореизма и её традиции в европейской философии и науке.
27. От диалектики стихий к диалектике понятий: элеаты ¬– учение о бытии.
28. Фил-я Сократа. Сократический метод в фил-ии.
29. Объективно-идеалистическая философия Платона. Платонизм в истории европейской мысли.
30. Философия Аристотеля и ее значение в мировой культуре.
31. Теоцентризм европейской средневековой философии. Патристика и схоластика - основные этапы формирования философско-теологической мысли Европы.
32. Борьба реализма и номинализма в европейской средневековой философии и её значение для последующего развития европейской науки.
33. Идеи натурфилософии и гуманизма в философии Возрождения.
34. Возникновение и формирование философии Нового времени. Английская эмпирическая философия.
35. Рационалистическая линия в европейской философии Нового Времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
36. Нем. Класс. Фил-я: общая характеристика.
37. И.Кант - основоположник немецкой классической философии.
38. Г.В.Ф. Гегель - вершина немецкой классической философии. Система и метод Гегеля.
39. Философия марксизма и её историческое значение.
40. Исторические условия и особенности формироваия и развития философии в России. Основные направления русской философии.
41. Становление русской философской мысли в идейном противостоянии славянофилов и западников.
42. Религиозное направление в русской философии (Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский).
43. Общая хар-ка и осн.направления совр.зарубежной фил-ии.
44. Философия позитивизма - основные этапы формирования и развития.
45. Постпозитивисткая философия. Лингвистический анализ позднего Витгенштейна, критический реализм Поппера, эпистемологический арахизм Фейербенда.
46. Экзестенциализм. Основные направления философии экзестенциализма.
47. Учение о бессознательном З. Фрейда и современный неофрейдизм.
48. Философия жизни в Германии. (О. Шпенглер, Ф. Ницше,)

shpory.zip [114,31 Kb] (cкачиваний: 494)
otvety-na-voprosy-po-filosofii.doc [473,5 Kb] (cкачиваний: 246)  

Просмотр:

[spoiler]
1.Понятие мировоз-я. Фил-я как теоретич.форма мировоз-я.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентацией, соц. полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.
Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М.
В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т. е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция, но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.
В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.
В мировоз-и реально различимы по степени познаваемой глубины, логич.послед-ти и интел­лектуал. силе жизненно-повседневный и теоре­тич.уровни. Фил-я принадл-т к теоретич. уровню миропонимания, кот. составляет познавательно-интеллектуал. сторону мировоз-я. Понятие мировоз-я охватывает более широкий круг явлений, чем по-нятие фил-и.В отличие от всех др. типов и форм мировоз-я, фил. сис-темы взглядов претендуют на тео-ре­тич. обоснованность как сод-я, так и способов достижения обоб-щенных знаний о действит-ти, а также принципов и идеалов, опре-де­ляющих цели, ср-ва и хар-р деят-ти людей. Философ не только сам явл. носителем опр. мировоз-я, но и видит свою задачу в том,чтобы сделать миро­воз-е вообще предме-том своего теоре­тич. анализа, спец. изучения, обязательно под­вергнуть его критич. суду разума, воссозда-ть сис­тему миропонимания в наи-более зрелой интеллектуал. форме. Сама фил-я есть мировоз-е, т.е. со-вок-ть взгля­дов на мир в целом и на отнош-е чел-ка к этому миру. В одном ряду с фил-ей нах-ся др. фо-рмы мировоз-я: мифологич.,религ, ху­дож., натуралистское, обыденное Фил-я отлича­ется от иных форм мировоз-я тем,что отно­сится, пре-жде всего, к науч.сфере общ.созна-ния,а внутри нее,в отличие от нат-ура­листск. формы, -имеет специфич категориальный аппарат,опираю-щийся в своем развитии не на од-ну к.-л. науч.дисциплину,а на все науки,на весь единый совокуп. опыт разви­тия чел-ва. Мировозз-ренч.ф-и фил-и: гумани­стич,соц.-аксиологич, культурно-воспитате-льная, отражательно-информац. Мировоз­зренч.идеи "закл-ют в себе все,что мы можем думать и предполагать о смысле жизни и назна­чении чел-ва; они дают на-шему бытию на­правление и сооб-щают ему ценность”.Потеря выс-ших мировоззренч.ориентиров в жизни может вести к самоубийст-вам, наркомании, алкоголизму, пре-ступлениям.

2.Фил-я и наука,Проблема научности фил.знания.
Фил-я формировалась на основе противоречия м/у мифологич. ми-ровоз-ем и зачатками научн. зна-ния.Осмысление принципиально нов. ориентации субъек-тов позна-ния вело к возник-новению в стру-ктуре мировоз-я позна­ват.отно-шений м/у субъектом и объектом, а рост естеств.-науч.инф-ции о природе приводил к вызреванию всеобщих науч.идей о мире, пос-тепенно вытеснявших мифологич. картину мира,Со временем осн, вопрос мировоз-я(о мире в целом и об отнош-и чел-ка к этому миру) и ответ на него обрел науч.форму. Исто­рия развития фил-и в плане отнош-я всеобщего и частнонауч. Знания о природе тоже свидет-ет о неразрыв.связи фил-и и науки.Т.о. на стадии зарожд-я,а затем на протяж-и истории своего развития фил.знание оказывалось содержа-тельно переплетенным с ест.-науч. Фил-я постоянно получает и обра-батывает инф-цию, имеющ-ся в разн.обл-ях познания.Присутст-вие в составе фил-и и функцион-е в ней ест.-науч.данных есть один из признаков ее науч­ности.Систе-ма знания считается науч.,если она отвечает след.критериям:
1)об-ъектив­ность-природа, предметы и их отнош-я д.б. познаны такими,ка кие они есть без привнесения в них ч.-л. субъек­тивного или сверх-природного.
2)рац-ть, доказат-ть- в науч.знании привод-ся необх. и до­стат.основания истинности со-держания(судья-разум, способ до-стижения-критич-ть и рац. принци-пы познания).
3)эссенциалистская направленность- нацеленность на воспроизв-е сущности и закономе-рностей объекта. 4)особая систем-ность знания- упорядоченность в форме теории.
5)проверяемость- науч. истина хар-ет знания, кот. в принципе проверяемы и оказыва-ются под­твержденными. Все отме-чен.критерии применяемы к части содерж-я фил.знания.Т.о. фил-я входит в состав науч.сферы зна-ния по крайней мере частью свое-го сод-я и потому она есть наука. Ее предмет- вопросы мировоз-я. Фил-я есть и ест.наука и общество ведческая дисциплина,т.к. изучает и общ-во, но при этом она не сво-дима ни к той, ни к другой.
 
3.Предмет фил-и. Роль и ф-и фил-и в системе дух. культуры общ-ва.
Предмет философии составляют наиб. общее законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Т.о. предметом ф. являются всеобщие св-ва и связи действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет ф. существует объективно независимо от философии.
Фил. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология... Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность.
Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.
Ф. возникла с перенесением основного внимания а чел. в его отношении к миру, т. е. на чел., познающего, преобраз. и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между чел. и миром, т. е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Ф. - это т. о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировоззр. чувств.
Предмет фил. знания вычленяется из совок-ти реальных(матер.и дух) объектов и связей.Предм-том фил-и явл.всеобщее в системе мир-чел-к.Эта система распадается на две относит-но противопо­лож.,но вза-имосвязан. подсистемы — мир и чел-к. Каждая из сторон подразде-ляется на уровни,а взаимоотнош-я м/у этими сторонами — на 4 аспе-кта: онтологич,познават,аксиоло-гич, дух-практич. М-мир,материя, объе­тивн.реальность; Ч-чел-к, соз-нание; ООМС- онтологич.отнош-я материи и сознания; ПСОО-познават. субъективн.-объектные отнош-я; АСОО-аксиологич. -//-; ДПСОО-дух.-практич. -//-. В пред-мет фил-и входит всеобщее в ма-тер.бытии и всеобщее,хар-щее це-лостное бытие чел-ка.Но предмет фил-и в еще большей степени от-личен от пред­мета частных наук, изучающих ма­тер.бытие и чел-ка, тем,что он предст-ет собой отно-шение чел-ка к миру,мира к чел-ку Фил-я - это система взглядов на мир в целом и на отнош-е чел-ка к этому миру.Фил-я выступает в 2-х ипостасиях :1)как инф-ция о мире в целом и отнош-и чел-ка к этому миру и 2)как комплекс принципов познания,как всеобщий метод поз-нават. деят-ти.На этом основано раз­деление ф-ий фил-и на 2 группы: мировоззренч. и методо-логич.Мировоззренч.:1)Гуманистич. ф-я.Фил-я не дает нам вечнос-ти,но она помогает осмыслить эту жизнь,помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.Одним из важ-нейших противовесов негативн. тенденциям в общ-ве,ведущим к его дегуманизации,явл.фил-я,при-чем не всякая,а та, кот. наполнена глубок. этич.сод-ем.2)Соц-аксио-логич.ф-я.Общ.фил-я д. Указать путь к высшему совершенству и разрабо­татьобщ. Идеал, кот. м.б. положен затем в основа­ние самых разн.конкрет.представлений о гос. Устройстве. 3)Культурно-воспитат. Ф-я.Знание фил-и.в т.ч.требований к позна­нию,способствует формир-ю у чел-ка важных кач-в культурн личности : ориентации на истину, правду, доб­роту.Фил-я способна оградить чел-ка от поверх­ностных и узких рамок обыденного типа мышле­ния.4)Отражательно-инфо-рмац.ф-я.Одна их гл. задач фил-и —разработка мировоз-я,соответс-твующего совр.уровню науки, ис-торич.практике и интеллектуал. требованиям чел-ка.Методологич. ф-и:1)Эвристич. ф-я.Сущ-во этой ф-и состоит в содействии прирос-ту науч.знаний,в т.ч. в создании предпосылок для науч.открытий. 2)Координирующая.Сущ-во — ко-ординирование методов в прцессе науч.исслед-я.3)Интегрирующая. Объединяющая роль фил-и по от-нош-ю к к.-л. множ-ву эл-тов, сос-
тавляющих систему или способн-ых образовы­вать целостность.4) Логико-гносеологич.Она закл-ся в разработке самого фил.метода,его нормативных принципов, а также в логико-гносеологич. Обоснова-нии тех или иных поня­тийных и теоретич. структур науч. знания.
 
4. Онтология-фил учение о бытии. Онтология в европ. фил традиции.
Бытие – интегральная хар-а мира, утвержд-я целостность его через его существование. По способу сущ. бытие разд-я на 2 мира, на 2 способа сущ-я, 2 реа-и. *Материальный – мир физич-о сост. *Внутр. мир чел. – психич-й. Чел-к одновременно принад. К 2 мирам и наличие у него сознания позвол-т ему рассуждать о бытии.
Сущ. уровни бытия: - сущ-е в возможности /потенциаль. бытие/ - сущ-е в действ-и /актуальное бытие/
Различия в фил. Воззрениях в 1 очередь касаются различий в понимании разных форм бытия (какая форма осн., какая вторична): Материализм считает осн. ф. прир. б. Субъект. ид. – суб. б Объект. . ид. – об. дух.
Средневек-я христ. фил. противопост. божественное бытие и сотворимое бытие, различая при этом вслед за Аристотелем действ. и возмож. бытие.
Отход от этой позиции начинается в эпоху Возрож., когда общее признание получил культ матнери-о бытия, природы. Этот новый тип мироощущения , обуслов. разв-м науки, тех-и, подготовил концепцию бытия 17-18 вв. в них бытие рассматр-я как реа-ь, противопоставляющая чел-а, как сущее, осваемое чел-м в его деят-и. Бытие ограничивается природой, а дух-й мир статусом бытия не обладает. Но в фил. нов. вр. парал-о сущ. иной способ истолков. бытия, при кот-м: оно определяется на пути гносеологического анализа сознания (Декарт- "Ямыслю => сущ-ю”, Лейбниц: быитие – духов. субстанции).
Свое завершение эта концепция нашла в НК идеализме
Кант: бытие – общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Фихте, Шиллинг, Гегель: бытие – закономерн. этап развития мышления, момент когда мыш-е выявляет свое тождество с бытием.
В 19в. интерес к онтологии упал, т.к. достижения естеств. наук послужили основой для нефилос. отн. в мире.
В конце 19-20вв. ориентир. на пересмотр достиж. Зап. Евр. фил-и, возврат к онтологизму.
Гуссерль: переход от читсого сознания к структуре бытия. Сартр: противопоставляет бытие в себе и бытие для себя, разгранич. чел. бытие и матер. бытие. Марксизм: бытие – реаль-й процесс.
Онтология(О)-учение о бытии как таковом; раздел фил, изучающий фундаментальные принципы б-я, наиб общие сущности и категории сущего. О. выделилась из учений о б-и тех или иных объектов как учение о самом б-и еще в раннегреческой фил. Древнегреч фил-ф Парменид в поэме "О природе” писал, что б-е-это то, что можно познать только разумом, а не с пом органов чувств, более того - постижимость разумом важнейшее опред б-я. Т.о. чув-ному воспр-ию чел дано только изменчивое, непост-е, а то, что неизменно, вечно, доступно только мышлению. Мышление и б-е одно и то же. По П. есть только невидимый, неосязаемый мир, наз-я "бытие”. Т.о. ничего из того, что мы видим не сущ-т, есть только невид-й мир, обо только он м б мыслим без противоречия. Мышление-способность постигать единство, в то время как чувст-му восприятию открыв множественность, многообразие. Б-е-интегральная хар-ка мира, утвержд-я целостность его через его сущ-е. По способу сущ б-е раздел на 2 мира, на 2 способа сущ, 2 реальности: мир физич сост (матер-й) и мир психич сост (внутренний мир чел). Чел одноврем принадлежит к двум мирам, и наличие у него сознания позволяет ему рассуждать о б-и. Сущ уровни б-я-сущ-е в возможности (потенциальное б-е) и сущ-е в действит-ти (актуальное). Различия в фил-х воззрения в 1-ю очередь касаются различ в поним разных форм б-я (какая форма осн, а какая вторичная). Материализм счит осн формой природ б-е, субъектив идеализм-субъектив б-е, объектив идеализм-объектив дух. Средневек христ-я фил противопост божеств б-е и сотворенное б-е, различ при этом вслед за Аристотелем действит и возмож б-е. Отход от этой позиции нач в эпоху Возрождения, когда общее признание получил культ матер б-я, природы. Этот нов тип мироощущения, обуслов развит науки, техники подготов концепцию бытия 17-18 вв. В них б-е р/м как реальность, противост чел, как сущее, осваемое чел в его деят-ти. Б-е огранич природой, а духов мир статусом б-я не облад. Но в фил Нов врем параллельно сущ иной способ истолкования б-я, при кот оно опред на пути гносеол-го анализа сознания (Декарт "мыслю=>cущ-ю”, Лейбниц: б-е-духов субстанции). Свое завершение эта концепция б-я нашла в немец классич идеализме. Кант: бытие-общезначимый способ связи наших понятий и суждений. Фихте, Шиллинг, Гегель: б-е-закономер этап развит мышления, момент, когда мышление выявляет свое тождество с б-м. В 19 в интерес к онтологии как самост фил дисциплине упал, т.к. достиж естеств наук послужили основой для нефил опис мира. В к19-20 вв ориентир на пересмотр достиж Зап Евр фил, возврат к онтологизму. Гуссерль: переход от чистого сознания к структуре б-я. Сартр: противопост б-е в себе и б-ю для себя, разгранич чел б-е и матер б-е. Марксизм: б-е-реал процесс жизнедеят-ти.
 
5. Единство мира как философская проблема. Принципы единства мира в европейской философии.
Философы обнаружили, что мир с од стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность.
Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека.
Человек в повседневной жизни склонен к поиску своего единства с природой. В нем слиты неразрывно единство и дух, природное и общественное.
В философии был поставлен вопрос о всеобщем — общем для всего. Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, различные индивиды сходны в том, что они «есть», наличествуют, имеются, существуют, причем не только в их различиях, но и в рамках совокупного, единого существования мира. Энгельс: «действительное единство мира состоит в его материальности».
Общество существует как взаимодействие людей, его образующих, с пpиpодой и дpуг с дpугом, как взаимодействие матеpиальных и духовных видов их деятельности. Необходимы взгляды, pассматpивающие все пеpечисленные фактоpы в целостности, взаимосвязи. Поэтому на всех этапах pазвития философии в той или иной фоpме возникает и pешается пpоблема единства миpа.
Пеpвые философские системы, возникающие в pабовладельческом обществе, основаны на эмпиpическом постижении окpужающей действительности. В них впеpвые выдвигаются доказательства единства миpа. Миp един, так как состоит из взаимопpевpащающихся дpуг в дpуга матеpиальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, деpева и металла, а эти взаимопpевpащения можно непосpедственно наблюдать.
Pазвитие пpоизводящей экономики, более глубокое пpоникновение в стpоение пpиpоды, а также, очевидно, дpугие пpичины пpиводят к качественному pазвитию изложенной матеpиалистической концепции. Выдвигается идея о стpоении всего существующего из мельчайших частиц, находящихся воp взаимодействии. В евpопейской философии эти идеи содеpжатся в атомистической теоpии.
Откpытие количественных законов космических и земных тел пpиводит к созданию теоpетических пpедставлений о едином миpе, основу котоpого составляют гаpмоническая система чисел и их отношений.
Все эти взгляды послужили истоpической основой для дальнейших философских pазpаботок и пpедвосхитили, пусть в наивной фоpме, последующие достижения в области естествознания и математики. Но вместе с тем они не в состоянии были объяснить сознание как свойство высокооpганизованной матеpии, источник движения миpа, фактически сводили биологические и социальные законы к законам неживой пpиpоды.
В pелигиозных концепциях сpедневековья единство миpа выpажалось лишь в том, что он был создан одним существом - богом.
Pазвитие капиталистического способа пpоизводства, пpоисходящее в эпоху Возpождения и в Новое Вpемя, стимулиpует pазвитие науки и пpежде всего естествознания. Именно в этот пеpиод создается каpтина единства миpа на основе пpинципов механики.
Постепенно наука пеpеходит от стадии накопления фактов к твоpческому их осмыслению. Это пpиводит к попыткам выведения общих законов пpиpоды и общества. Но в условиях господства феодализма, pелигиозной идеологии, идеи кpеационизма эти законы еще выpажаются в идеалистической фоpме. Фундаментальной системой такого pода, как известно, была философия Гегеля.
XIX в. знаменуется откpытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов матеpии. Это поpождает диалектико-матеpиалистическую тpактовку единства миpа.
Однако до недавнего вpемени еще не были откpыты естественно- научные законы pазвития неживой пpиpоды, что не позволяло опpеделить пpинципы пеpехода от неживой матеpии к живой. С созданием синеpгетики и дpугих взаимосвязанных дисциплин эти вопpосы начинают pешаться, а это, несомненно, пpиведет к pазвитию диалектико-матеpиалистического видения миpа.
 
6. Философское понятие материи и его методологическое значение. Современ наука о сложной системной орг-ии матер-ого мира.
Объектив мир сущ как непреходящее единство вне и независ от воли и сознания чел. Предметы природы и идеал продукты (мысли, идеи), прир и общ-во, различ индивиды сходны в том, что они сущ, притом не только в их различ, но и в рамках совокуп, единого сущ-ия мира. Но единство мира сост не в его бытии, хотя оно- предпосылка его единства, а в его матер-ти. Материя- фил категор для обознач объектив реал, кот дана чел в его ощущениях. Материя - бесконечное множество вечно сущ-щих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отнош и форм движ-я. Она включ в себя не только все непосредственно наблюд тела и объекты, но и все те, что в принципе м.б. познаны в будущем. Весь окруж нас мир представ собой движ материю в ее бесконечно разнообр-х формах и проявл-х, со всеми ее св-ми, связями, отнош-ми. В матер фил материя опред-ся как субстанция (основа) всех вещей и явлений в природе. Этот взгляд противостоит религиозно-идеалистич поним мира, приним-му в кач субстанции божеств волю, абсолют дух, чел сознание. В матер фил субстанция часто поним как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктур элементам, кот отождеств с недели­мыми атомами. Предметы могут возникать и исчезать, но субстанция несотворима и неуничтожима, всегда ста­бильна в своей сущности, меняются лишь конкретные формы ее бытия. Диалектич матер-зм признает субстанц-сть мате­рии, но только в опред смысле: в плане матер-го решения осн ? фил. Именно материя явл субстан­цией всех реально сущ в мире связей, св-в и форм движения. Никакое св-во и форма движ не могут сущ сами по себе, они всегда присущи опред матер образованиям, кот явл их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказ эквив понятию всеобщ матер-го субстрата. Признание субстанц-ти и абсолют-ти материи эквив принципу матер-го единства мира. Но сама материя сущ в виде бесконеч многообраз конкрет образ-й и систем. Каждый матер объект облад неисчерп многообраз-м структур связей, способен к внутр измен, превращ в качественно др формы материи: т.е. субстанция тоже относительна. Мате­р объекты всегда облад внутр упоряд-стью и систем организацией. Уп-сть проявл в закономер­ движ-и и взаимодействии всех элем-ов материи, благодаря кот они объед в системы. Известны след типы матер систем и соответ-ие им структур уровни материи: элементар частицы и поля, атомы, молекулы, микроскопи­ч тела различных размеров, геологические системы, Земля и др планеты, звезды, внутригалактические системы, Галактика, сис­тема галактик, метагалактика. На Земле известны живая и соц-организов материи. Их возник--ие-рез-т естеств и закономер саморазвития материи, кот явл ее св-вом, столь же неотделимым как упоряд-сть и движение. Живая материя - вся совокупность организмов, способных к самовоспро-ву с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации. Соц-организ-я материя - высшая форма развития жизни, совокуп мыслящих и сознат преобраз действит-ть индивидуумов и обществ различных уровней. На более ранних этапах развития фил материя отождеств с опред конкрет ее видами (с вещ-вом, атомами, с массой). В мере может сущ и множество др, неизвестных нам еще видов материи с необычными специфич св-ми, но все они - эл-ты объектив реальности, сущ-ей независ от нашего сознания. Матер единство мира проявл во взаим связи всех структур уровней материи, во взаимосвязи эл-ов микро- и мегамира. Она находит свое выраж и в наличии у материи комплекса универс св-в: ее несотворим и неуничтожаемость, вечность сущ во времени и бесконеч в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Методологич знач: диалектико-матер-ое поним материи имеет важное знач для естествозн-я и для обществ наук. Оно явл предпосылкой для последоват разработки матер поним истории, позволяет р/м обществ. жизнь как функц-ие и развит-е слож матер системы чел общ-ва, кот включ и духов процессы.
 
7. Движение, пространство и время как способ существования материи.
Пространство и время - всеобщие формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты. В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными характеристиками, как не су­ществует пространства и времени самих по себе независимо от материи. Время- форма бытия материи, выражающая длительность ее суще­ствования, последовательность смены состоя­ний в изменении и развитии всех материальных систем. Пространство - форма бытия материи, хар-щая ее протяженность, структурность сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство и время неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи. В домарксистской философии, а также в классич. физике пространство и время нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние усло­вия сущ-ния и движения тел. В религиозных и религиозно-идеалистических учениях выдвига­лась сходная концепция пространства и вре­мени, как всеобщих внешних условий бытия тел, однако они трактовались как создан­ные вместе с материей Богом или абс. духом. В субъективно-идеалистических концепциях выдвигались толкования пространства и вре­мени как априор­ных форм чувственного созерцания (Кант) либо как форм упорядочения комплексов ощущений. Диалект. материализм понимает пространство и время как всеобщие атрибуты и формы сущ-ния материи. Теории относительности и космология раскрыли нераз­рывную связь пространства и времени как единой формы сущ-ния материи. К всеобщим средствам пространства и времени относятся: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибу­тов материи; неразрывная связь друг с другом и с дви­жением материи; зависимость от структур­ных отношений и процессов развития в матери­альных системах; единство прерывного и непре­рывного в их структуре; колич. и качеств. беско­нечность. Наряду с едиными хар-ми про­странству и времени свойственны некоторые осо­бенности. К всеобщим свойствам про­странства отн-ся: протяженность, означающая расположенность и сосущ-ние различных эле­ментов, возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов; связность - означает отсутствие к.-л. разрывов в пространстве; относительная прерывность, проявляющаяся в разделенном сущ-нии мате­риальных объектов и систем, имеющих опред. размеры и границы; трехмер­ность - все материальные процессы и взаимо­действия реализу­ются лишь в пространстве трех измерений; метрические свойства, выра­жающие особенности связи пространственных элементов, порядок и количественные законы этих связей. К специфич. свойствам пространства матер. систем отн-ся: симметрия и асимметрия, кон­кретные формы и размеры; местоположение; рас­стояние между телами, пространственное распределение вещества и поля, границы, определяющие различные системы.
В философской картине мира значительная роль принадлежит категории «материя» и её свойствам. В античности Гераклит, а в Новое Время Гегель ввели картину мироздания идеи становления, движения и развития, согласно которым действительность есть процесс. Еще Гераклит в своей фразе «все течет» определили постоянное движение и изменение окружающего мира. В античности высказывались предположения о бесконечном многообразии материальных форм, и это многообразие – результат активности самой материи. Термин «движение» наше сознание определяет как пространственное перемещение тел. В ф. такое движение называется механическим и относится к самой простой форме. К более сложным формам движения можно отнести: физическое движение, химическое, биологическое, социальное и др. в непрерывном движении находится все живое, т.к. в системе живого идет вечный процесс изменения , питания и роста, размножения и гибели. Движение – это сущностный атрибут материи, оно обладает всеми его свойствами, движение несотворимо, неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Все формы движения материи взаимосвязаны. Самое простое движение-механическое-обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц и взаимодействия в микромире. Одни формы движения превращаются в другие и этот процесс бесконечен. В качестве примера можно привести закон превращения энергии. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется покоем. Любой покой-это тоже движение, при котором не нарушается качественная специфика предмета. Покой как и движение является необходимым условием развития мира. Покой относителен, а движение абсолютно. Благодаря движению материальные тела обнаруживают себя, воздействуют на наши органы чувств. Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы. Материалистическая философия утверждает, что движение-атрибут материи. Атрибут-свойство, без которого объект не может существовать. Нельзя мыслить материю без движения, но нельзя мыслить и движение без материи, ибо признание нематериального движения «есть уступка мистике и религии»-считал Ленин.
 
8. Проблема сознания в философии и науке. Современная наука о структуре психики человека.
На ранних стадиях стадиях развития философии не было строго расчлененного сознания и несознательного, идеального и материального в трактовке психологических явлений. Так основа сознательных действий человека обозначалась Гераклитом термином "логос”. Ценность чело­веческого разума определялась степенью его приобщенности к этому логосу - объективному миропорядку. В учениях др. греч. мыслителей психологические процессы нередко идентифи­цировались с материальными. Впервые каче­ственные различия между процессами сознания и материальными явлениями были намечены софистами, а затем Сократом, акцентиро­вавшими своеобразие актов сознания сравни­тельно с материальным бытием вещей. Объек­тивное содержание этих актов было возведено Платоном в особый мир идей, противоположных всему материальному. Платон считал, что как для космоса бестелесный разум является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самое себя, так и в каждом индивидууме человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим человеческое поведе­ние. Важную роль в формировании взглядов на сознание как особую форму психологического в отличие от других его форм, сыграли достиже­ния естествознания и медицины. Они позволили ограничить сознание как способность обладания человеком знанием о собственных умственных и волевых актов от других проявлений психоло­гического. В античной философии сознание сопричастно разуму, который космичен и пред­стает как обобщение действительного мира, как синоним универсальной закономерности (Гераклит, Сократ, Платон). В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), который существует до природы и творит ее из ничего. Также в недрах христианства возникла идея спонтанной активности души, причем в понятие о душе включалось и созна­ние. По Августину, все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Основанием истинности этого знания является внутренний опыт: душа поворачивается к себе, постигая с предельной достоверностью собственную деятельность. В дальнейшем понятие о внут­реннем опыте стало основным для так назы­ваемой интроспективной концепции сознания. Для Фомы Аквинского внутренний опыт - сред­ство самоуглубления и обобщения Всевышним в форме сознательного разума. У человека все психические акты, начиная с ощущения, наде­лены признаками сознательности. Было введено понятие об интенции как особой операции сознания, выраженной в его направленности на объект, лежащей за пределами сознания (интенциональный образ). На разработку про­блемы сознания в философии Нового времени наибольшее влияние оказал Декарт, выдвигав­ший на первый план момент самосознания. Он рассматривал сознание как внутренне созерца­ние субъектом содержания своего собственного внутреннего мира как непосредственную суб­станцию, открытую лишь для созерцающего ее субъекта и противостоящую пространственному миру. Этот взгляд оказал определенное влияние на все последующие учения о сознании, которое отождествлялось со способностью субъекта иметь знания о собственных псих. состояниях. В противовес Декарту было выдвинуто учение о бессознательной психике (Лейбниц).
 
9. Проблема познаваемости мира в философской научной мысли. Агностицизм.
"Познаваем ли мир?”– таков традиционный вопрос современной философии познания. В гносеологии этот вопрос заключается в том как соотносятся наши мысли об окружающем мире и сам этот мир, в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действи­тельном мире составлять верное отражение действительности. Поэтому вопрос состоит не в том, познаваем ли мир, а в том можно ли досто­верно познать предметы, их сущности и прояв­ления сущности. По этому поводу в истории философии сложились две позиции: познава­тельно-реалистическая и агностическая. Агнос­тицизм - учение, отрицающее возможности достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей, природы и общества. Представители А. условили реальную сложность проблемы:”Что я могу знать? ”Древнегреческий философ Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обос­новывал взгляд, согласно которому "как оно кажется, так оно и есть”, но разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, поэтому "человек есть мера всех вещей”. Т.о.философ делал вывод о невозмож­ности достоверного однозначного знания су­щества окружающих явлений.Основатель науч­ного скептицизма, как наиболее ранней формы А., Пиррон считал достоверным чувствен­ное восприятие; заблуждение возникает,когда от явления мы пытаемся перейти к его сущ­ности.Всякому утверждению о сущности пред­мета м.б. с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Именно такой ход мысли привел к позиции воздержания от окончательных суждений. В Новое время сло­жились представления Д.Юма и И.Канта о воз­можности познания. Английский философ Юм показал, что в научном эксперименте, да и в обыденном опыте, следствие отличается от причины, а потому не м.б. в ней выявлено. Из этого следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из опыта ("апостериорно”) и не устанавливаемы логическим выделением следствий из причин ("априорно”). Существует однако субъективная причинность-наша при­вычка (наше ожидание связи одного явления с другим), но за пределы этих психических связей мы проникнуть не можем. Родоначальник немец­кой классической философии Кант полагал, что наблюдение и анализ явления непрерывно расширяют и опыт и объем знания, но прогресс знания всегда имеет границы, всегда перед человеком будут находится "вещи сами по себе”. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле. Итак, познаваем лишь мир явлений; вещи же в себе познанием не достигаются, они неуловимы. Представитель "физиологического идеализма”нем. физиолог И.П.Мюллер выдвинул положение о том, что наши ощущения есть результат возбуждения врожденной для органов чувств энергии (цвет, например, не существует вне органа чувств). Согласно Мюллеру мы не знаем т.о. ни сущности внешних предметов, ни того, что мы называем светом, мы знаем только сущности наших чувств. На рубеже 19-20 вв. сформировалась еще одна разновидность А.-конвенционализм, который определяется как фил-ая концепция, согласно кот. научные теории и понятия явля­ются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Важней­ший его представитель- фр. математик А.Пуанкаре пришел к выводу, что геометриче­ские аксиомы на являются ни синтетическими априор­ными суждениями, ни опытными фак­тами. Они есть условные положения. Одна геометрия не м.б. более истинна, чем другая; она м.б. только более удобна. Пуанкаре отделял отношение м/у вещами от сущности самих вещей, считал, что познаваемы только отноше­ния, а природа вещей непознаваема. Т.о. в А. не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической его стороны, данной в ощуще­ниях или рассудке человека, да и нелепо, видимо, полагать невозможность познания каких-то, хотя бы самых очевидных сторон объектов мира.
 
10.Проблеммы истины в философии
Истина — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Материалистическая теория познания кон­кретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: «объективная истина», «субъективная истина», «абсолютная истина», «относительная истина», «конкретность истины».
Объективная истина — это содержание человече­ских знаний о действительности, не зависящее ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Она су­ществует потому, что объективным является матери­альный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает схожесть с оригиналом. Поэтому в по­знании существует такой момент, который не зависит от нашего сознания, а целиком обусловлен влиянием на него внешнего мира. Это независимое от нас содер­жание наших знаний и является объективной истиной.
Истину нельзя понимать как готовое знание, неиз­менное и данное раз и навсегда. Истина, по выраже­нию Гегеля, не является отчеканенной монетой, она не дается в готовом виде, и ее нельзя в таком виде положить в карман. Истина является бесконечным процессом приближения к объ­екту, который сам находится в развития. В этом пла­не любое знание, зафиксированное на том или ином конкретно-историческом уровне, является непол­ным, неточным, в определенной мере односторон­ним, то есть на каждом конкретно-историческом уровне развития познания мы имеем дело лишь с от­носительной истиной.
Относительная истина — это такое знание, которое в принципе правильно, но не­полно отражает действительность, не дает ее всесто­роннего, исчерпывающего образа.
Абсолютная истина — это полное, точное, исчер­пывающее отражение объекта в сознания субъекта; в широком понимании — абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится научное познание, ни­когда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания.
Из анализа абсолютной и относительной истины вытекает учение о конкретности истины. Конкретная истина — это истина, в который правильно отражена сущность определенных явлений и тех конкретных ус­ловий, в которых эти явления развиваются. Совре­менный материализм исходит из того, что абстракт­ной истины нет, истина всегда конкретна. Это означает, что необходимо учитывать границы приме­нения результатов познания и уточнять их. Незнание или игнорирование этих пределов превращает наши знания в ошибочные.
 
11.Чувствительное и рациональное в познании. Осн. формы чувств. и рац. в познании.
Чувственное и рациональное в познании. Его основные формы.
Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции органического мира, с другой - социального развития. Практика обуславливает расширение сферы чувственного отражения действительности. У человека имеются возможности для значительного расширения диапазона чувствительности (приборы, улавливающие больший диапазон частот; мыслительная деятельность человека, обладающая неограниченными возможностями). Т. е. физическая ограниченность органов чувств не является сколь-нибудь серьезным препятствием на пути познания объективной реальности.
Три формы чувственного отражения: ощущения (отдельные свойства предметов), восприятия(система свойств предмета) представления (чувственно наглядный образ предметов и явлений). Ощущения существуют вне восприятий (ощущение холода, жажды), но не наоборот.
Рациональность традиционно противопоставляется эмпиризму. Но применительно к характеристике научного познания такое противопоставление разума, интеллекта чувственному опыту не имеет смысла, ибо для ученого результаты опыта и эксперимента имеют не меньшую доказательную силу, чем доводы рассудка.
Интуиция - процесс постижения истины в интеллектуальном, эмоциональном или мистическом смысле, характеризующийся непосредственным ее усмотрением, минуя рефлексию. В акте интуиции «схватывается» сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия.
Рационализм -учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выведены из опыта или его обобщений, а могут быть почерпнуты только из самого ума. (Декарт, Спиноза, Фихте, Кант)
Эмпиризм -гносеологическая позиция, сторонники которой сводят научное знание как целое к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание (Юм, ).
 
 
12. Диалектика как теория и методология познания. Зaконы и категории.
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и позна­ния, метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы катего­рий и законов.
В марксизме Д. выступает как учение о всеоб­щих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.
Предметом д. явл. всеобщая связь и взаим-е, наиболее общие законы ‘всякого движ’, развитие и его осн. з-ны, единство противоположно­сти. В теории познания – метод мышления и условие познания всех процессов мира.
Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов. Главные законы: 1) превращение количества в качество (описывает механизм саморазвития через скачек), 2) взаим­ное проникновение полярных противоположно­стей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем проти­воречия, или отрицание отрицания -спи­ральная форма развития(отражает общий рез-т и напр-сть процесса развития). Для Д. характерно формирование парных категорий, отра­жающих "полярные" стороны целостных явлений, процессов. Категории – фил-ие понятия унив-ых связей бытия, кт. осмысл-ются в слож­ной и притивор. динамике. Единичное -характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отли­чающийся по своим пространственным, времен­ным и другим св-вам от иных подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее – объек­тивно существующее сх-во характери­стик еди­ничных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, опре­дел. его природу, совокупность черт и др. хар-ки. Явле­ние - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета. Содержание -совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма- принцип упорядо­ченности, способ существования того или иного содержания. Качество- цело­стная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и отношений с др. предметами. Кол-во хар-ка явлений, пред­метов, процессов по степени развития присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера -диалектич. един­ство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется кач-ая определенность предмета. Скачок-переход кол-ых измерений в кач-ные или переход из одного кач-ого состояния в др. (в рез-те превышения меры).
 
13. Наука как соц. институт и форма общест сознания. Формы познания
Наука(н) в наши дни стан-ся все более значимой и сущест-ой составной частью окружающ нас ральности. Функции Н не заданы, а измен-ся и разв-ся исторически, как и сама Н. Совр Н имеет свои специф-е черты и хар-р ее взаимосвязей с обществом. Можно выделить 3 группы соц ф-ций Н: 1) культ-мировоззренческие, 2) ф-ции Н, как непосредс-ой произ-ой силы, 3) связанные с тем , что науч знание и ме­тоды сейчас все шире исп-ся при решении разл проблем, вознекающих в ходе общест развития, т.е как соц силы. Поря­док в кт перечислеы все эти ф-ции в сущности отражают истор процесс форми-ия и расшире­ния соц ф-ий Н. Так в период становления Н, как особого соц ин­ститута, ее влияние обнаружи­валось прежде всего в сфере мировзр-ия, где шла борьба м/у теологией и Н. В сред века господствовала тео­логия, но после открытий Коперника Н впервые оспорила у теол-и право влиять на форми-ие мировз-ия. Н в глазах общ-ва стан-ся самост-ой и важной сферой деят-ти чел общ-ва, т.е происходило формир-ие Н как соц института в стр- ре общ-ва. 2-ая ф-ция Н предст-ся не только очивидной, но и первейшей. Это понятно, если учитывать масштабы и темпы совр НТП, рез-ты кт проявл во всех отраслях жизни и всех сферах дея-ти чел-ка. Превращ-е Н в непосредст произв-ую силу произошло в сер прош столетия. Для этого б необх становл Н как соц института, выработка соот строя мышле­ния. Осознание значимости Н в непрерыв общ-ом прогрессе изменило отношение к ней и стало предпосылкой ее поворота в сторону практики. В этой сфере Н носила хар-р революционизи­рующей силы. А практика все более явно ори­ент-ся на расширяющуюся связь с наукой. Для соврем. про-ва и не только для него , все более широкое применение науч знания выступает кака обяз усл-е самого сущ-ия и воспр-ва многих видов дея-ти, возникших в свое время вне всякой связи с Н. 3-ая ф-ция в наст время непо­сред вкл-ся в процессы соц развития. Наиболее ярко это прояв в тех ситуациях, когда данные и методы Н исп-ся для разработки масштаб­ных планов и программы соц и эк развития. Разра­ботка и осущ-ие этих планов предполагает взаим-ие общ-ых, естест и технич наук. Очень важны ф-ции Н как соц силы в решении гло­бальных проблем соврем-ти(эколог проблема). Наука в дан сл не огранич-ся созданием ср-в для решения постав-ых перед ней целей. Н оказ-ет полное воздей-е на общ-ую жизнь, особ интен­сивно затрагивает тех-эк-ое развитие, соц институты, кт учас-ют в формир-и мировоз-я. Возр-щая роль Н в общ жизни породила ее особый статус в совр культуре и нов черты ее взаим-я с разл слоями общ-го сознания. В этой связи остро ставится проблема особ-ей позна­ния и его соотношения с др формами познават деят-ти(иск-ом, обыденным сознанием). Осмыс­ление специфики Н явл необх предпосылкой внедрения науч методов в управление куль­турными процессами, для построения теории управления самой Н в усл-ях НТР, так как выяс­нение закономерностей науч познания требует его взаимод-ия с особенностями духовной и матер-ой культуры. Н ориен-на на предметное и объективное иссл-ие дейст-ти- одна из особен науч познания.
 
14.Понятие науч. метода.
Законы и категории материалистич диалектики (Д) как учения о наиболее общих, принципиаль­ных чертах развития всех форм бытия также выступают в кач-ве итога, суммы, вывода истории позн-я мира. Эти з-ны и кат-и ориенти­руют и направляют научное познание. Тем самым материалист (Д) выступ как фил методо­логия науки. Соврем наука изуч объекты, кот по преим-ву явл сложн системами, причем среди них осн место начин занимать сист, спос к саморазв-ю. Поэтому материал (Д) как наиболее полное и всестороннее учение о развитии предст собой и наиб адекватную фил-методолог базу для научн дисциплин, изуч. объекты такого рода. Методолог анализ процесса научн позн-я позволяет выделить 2 типа приемов и методов исслед-я.1)общелогич методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обоб­щение, аналогия, моделир-е).2) науч методы исслед-я (м-д построения эмпирического знания, м-д постр-я теоретич зн-я). Один из важнейш м-тов эмпирич позн-я — наблюдеие. Под кот поним-ся целенаправ восприятие влияний объективн действит-и, в ходе кот мы получаем знание о внешних сторонах, св-ах и отнош-х изучаемых объектов. Наблюд-е как м-д эмпирич исслед-я всегда связ с описанием, к-рое закреп­ляет и передает рез-ты наблюд. с пом опред знаковых средств (знаков, рис, схем, граф, цифр). Описание подразд-ся на 2 осн вида- кач и колич. Колич опис-е осущ с примен языка матем-ки и предполаг проведение разл измерит проце­дур. В основе оп-ции измер-я лежит сравн-е объектов по к-л сходным св-ам или сторонам. Набл-е и сравн-е могут пров-ся как относит самостоят, так и в тесной связи с экспери-м. В отлич от обыч-го набл-я в эксп-те исслед-ль активно вмеш-ся в протек-е изучаемого процесса с целью получить о нем опред знания. Исследу­емое явл-е набл-ся здесь в спец создаваемых и контрол усл-ях, что позвол восстан-ть кажд раз ход явл-я при повтор-и усл-й. В связи с матеми­зацией науки в ней все шире исп-ся особый прием теоретич мышления- формализация. Этот прием закл в построении абстрактно-матем моделей, раскрывающ сущн-ть изуч-ых процес­сов действит-и. При форм-ции рассужд-я об объектах перенос в плоск-ть опериров-я со знаками (формулами). Отнош-я знаков заменяют собой высказ-я о св-ах и отнош-ях предметов. Таким путем созд-ся обоб­щенная знаковая модель некот предметной обл-ти, позвол обна­руж стр-у разл явлений и процессов при отвлеч-и от кач характ-к последних. При аксиоматич постр-и теорет зн-я сначала задается набор исх полож-й, не требующ доказ-ва (аксиомы или постулаты). Затем из них по опред правилам строится сист выводных предлож-й. Совок-ть исх аксиом и выведенных на их основе предлож-й образует аксиоматич по­строеную теорию. Гипотетико-дедуктивное развертывание теории. Развитое теоретич знание строится не "снизу” за счет индуктивн научн факторов, а разверт-ся как бы "сверху” по отнош-ю к эмпирич данным. М-д постр-я такого зн-я сост в том, что снач созд-ся гипотетич кон­струкция, кот дедуктивно разверт-ся, образуя целую сист гипотез, а затем эта сист подверг опытной проверке, в ходе к-рой она уточняется и конкретизируется. Задача теорет позн-я сост в том, чтобы дать целостный образ исслед явл-я. Любое явл-е действит-и можно представ как конкретн переплет-е самых разл связей. Теоретич исслед-е выделяет эти связи и отражает их с пом опред научн абстракций. Но простой набор таких абстр-й не дает еще пред­ставл-я о природе явл-я, о проц его функц-я и разв-я. Для того, чтобы создать такое пред­ставл-е, необх было мысленно воспроизвести объект во всей полноте и сложн-ти его связей и отнош-й. Такой прием исслед-я наз м-дом вос­хожд-я от абстрактного к конкретному. Применяя его, исслед-ль внач находит главн связь (отнош-е) изуч-ого объекта, а затем, шаг за шагом про­сле­живая, как она видоизм-ся в разл усл-ях, открывает новые связи, устан-ет их взаимод-я и таким путем отображает во всей полноте сущн-ть изучаемого объекта
 
 15. Философия истории. Общество как предмет философского анализа.
Человеческое общество - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Законы развития о-ва - это повторяющиеся связи явлений общ. жизни, характеризующие основную направленность соц. развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка. Специфика общественных законов: 1) возникли вместе с возникновением о-ва 2) законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей; 3) носят более сложный характер, чем законы природы; 4) так же, как и в природе, в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве.
Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания 2) целостностью и устойчивостью 3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость 4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц. связей, определенным уровнем развития культуры.
Уже Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. В Новое время Гоббс и Локк развивали концепцию общественного договора и договорную концепцию государства. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях философов 17-19 в. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с другими людьми одинаково: условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к интересам общества.
Социальная философия возникла в 20-40 гг прошлого века. Огюст Конт ввел понятие социология, рассматривал общество как целостный организм и система. Оно определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов разного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общества и социальная динамика для объяснения процессов функционирования общества. Его философия позитивна, так как опирается только на научные наблюдения. Сформулировал великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества. Общество и история прошли через три стадии. первая - теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе которого формир. мораль, реш. обыденные проблемы и тд. Вторая - метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а понятиями, метод познания ориентируется на познание реальных явлений. Третья, позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений.
Развитие общ. есть закономерное и прогрессивное явление. Решение проблем гармонизации и достижение стабильности в обществе. Гармония есть гармония между частями и различными сферами жизни общ, наилучшее сочетание интересов отдельных личностей и соц. слоев.
МАРКСИЗМ. Общество есть совокупность обществ. связей и отношений всех соц. субъектов, которая определяет содержание и направленность деятельности людей.
Проблема общ. бытия и общ. сознания. Определяющим является первое, а его основной частью явлю производство материальных благ, общ. сознание, хоть и связано с бытием, тем не менее относительно самостоятельно, имеет свою логику развития, обладает преемственностью и имеет колоссальное влияние. Делается шаг от стихийного к сознательному регулированию и направленности жизни общ.
ТЕОРИЯ КРУГОВОРОТА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ( ШПЕНГЛЕР, ТОЙНБИ ) Развитие народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. Нет ничего общечеловеческого, в том числе и исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Цивилизация есть смерть культуры. Тойнби - нельзя сравнивать экономические и другие системы в современных странах. Единство истории – ложная посылка о линейности развития. Развитие осуществлялось благодаря порывам гениев. Распад общества - вертикальный (на мелкие общества и гос–ва) и горизонтальный (классы и соц. группы). В этом случае поток соц. жизни становится неконтролируемым, спасение в гении и законе Бога, который он реализует.
 
16. Принцип историзма. Проблемы методологии анализа исторического процесса.
Суть ПИ заключ в р/м объектов как целостных систем, возникших в опред условиях, в рез-те действия соответст причин. Такие объекты со временем претерпевают накапливающиеся, необратимые изменения, в ходе кот реализуются некоторые тенденции их развития и открыв различ перспективы их будущих состояний. Согласно ПИ, важно учит не только обусловлен­ность настоящего прошлым, но и развитее самой современности: ведь в настоящем противобор­ствуют различ тенденции, формир альтернатив возможности будущ развития. Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История-не заданный изначально процесс с заранее предопред-ым рез-том. Реализация объективных закономерностей историч развит варьируема. ПИ помогает установ конкрет историч сост изучаемого объекта, исходный пункт и результат, движущие силы, сам меха­низм и условия развития. Развитие природы и чел истории не м б схвачены теоритич мыслью во всех своих деталях, конкретной полноте, многообразии. Но м б выявлено в гл чертах объектив логика этих процессов, открыты их закономерности. История чел-ва чаще всего делилась на 3 этапа: естественное (природ); общественное сост, не отвеч природе чел; разумное (идеальное) общ-во будущего. Основы науч типизации историч процесса заложил Гегель, кот полаг, что историю делают реал люди, но вместе с тем в ней осущ некая объек­тив логика. Ступени истории-это этапы самопо­знания мирового духа, прогресс в сознании свободы. Вебер ввел в социологию понятие идеал типов, т.е. мысленного конструктора, с пом кот можно организовывать эмпирич-ий материал в опред систему. Идеал типы для него - субъектив модели, неотраж-е реальность, в основе кот лежит принятая исследователем система ценностей, кот и служит основой для изуч и систематизации историч материала. Марксу принадлежит разработка методологии исслед-я истории как закономерного процесса развития и перехода от одного типа общества к др. Материализм позволил обнаружить общие, повтор-ся черты в эк-ом базисе стран, что дало основание отнести их к некоторому единому общественному типу, названному Марксом ощественно-эк-ой формацией. В рез-те вся история чел-ва предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ (тип общ-ва), ступеней этой истории, ее поступательного движения.
О. Конт (1798-1857) ввел термин социология - "учение об обществе”. Он выступ против того, чтобы считать общ-во простой совок-ю индиви­дов. Лессинг, Вольтер, Руссо считали, что чем более развиты индивиды с т.зр их спос к произ­водствен, дух деят-и, нравствен качеств, тем совершеннее будет общ-во. Гольбах, Гельвеций считали, что чел-к - продукт соц обст-в, т.е общ-во во многом формир людей по своему образу и подобию. Конт сформулир великий осн з-н "интеллектуальной эволюции челов-ва” согл к-рому познават деят-ь людей, их обществен созн-е, чел история прошли 3 стадии своего разв-я: теологич, метафизич, позитивн; т.е теолог (религ-мифологич) и абстрактно-метафиз под­


Поделиться:
Просмотров: 14 112  |  Комментариев: (0)  |  | Обсудить на форуме Обсудить на форуме
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.